Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского

Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского По произведениям Война и мир Л.Н.Толстогои Преступление и наказание Ф.М.Достоевского Антитеза - основной идейно-композиционный принцип Войны и мира и Преступления и наказания , заложенный уже в их заглавиях. Онпроявляется на всех уровнях художественного текста от проблематикидо построения системы персонажей и приемов психологического изображения.Однако в самомиспользовании антитезыТолстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод.

Истокиэтого различия в их взглядах на человека. В самихпроизведениях Толстого и Достоевского содержится проблема заглавияне однозначны, полисемантичны. Слово война означает в Войнеи мире не только военные действия, не только события, происходящиена поле сражения война может происходить в повседневной жизни людей вспомним такую войну из-занаследства графаБезухова и даже их душах.Еще более насыщенным в смысловом отношенииявляется слово мир миръ как антитеза войне и мiръ как общностьлюдей.

Заглавием окончательной редакции романа Л. Н. Толстогостало Война и миръ , то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленныхчерновиках и набросках Толстой варьирует написание этогослова, как бы колеблясь.Само сочетание война и мир мы можемвстретить у Пушкина в Борисе Годунове Описывай,не мудрствуя лукаво, Все то,чему свидетель в жизни будешь Войну имир, управу государей, Угодниковсвятые чудеса . Уже впушкинском контексте сочетание война и мир становится ключом кисторическому процессу в целом.

Таким образом, мир - это категорияуниверсальная, это жизнь, это вселенная. С другой стороны, совершенно ясно, что понятияпреступление и наказаниеинтересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. Преступление и наказание - это произведение, ставящее глубинныефилософские и нравственные проблемы. Художественноепространство романа Толстого как бы ограничивается двумяполюсами на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей,на другом - зло и вражда, разобщающие людей.Толстой испытываетсвоих героев с точки зрения закона непрерывного движенияличности во времени . Герои, способные к душевному движению,к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала живой жизни и мира. Герои неподвижные, неспособные чувствоватьи понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада.

В своемромане Толстой резкопротивопоставляет эти персонажи.Так, салон Анны Павловны ШерерТолстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушноймашиной.

Черезвесь роман проходит антитеза правильность - неправильность , внешняякрасота - живое очарование . Для Толстого неправильные и даженекрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античнаякрасота Элен, жизнерадостный пусть не к месту смех Наташи втысячу раз милее неизменной улыбки Элен. В поведении героевавтор также противопоставляет стихийное разумному, естественноетеатральному.Для Толстого ошибки Наташи гораздо естественнееи натуральнее, чем рассудочное поведение Сони. Законченным воплощением начала войны в романе сталНаполеон.

Он нетолько постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером.Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античныеобразцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов.Он - истинный выразитель духа нации. Мысльсемейная противопоставляет семью Ростовых клану Курагиных. Антитеза ложное - истинное используется Толстым и при изображениидушевных движений своих героев.Так, Пьер на дуэли, чувствуявсю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ееудачного разрешения, а требует скорее начинать и усиленно заряжаетсвой пистолет.

Вотличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаютсяоднозначно человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетаютв себе две бездныразом бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма,индивидуализма, порока.В каждом из героев есть два идеала идеалМадонны и идеал Содомский.

Содержание Преступления и наказания составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Приемы,которые Достоевский использует в создании образной системысвоего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевскийприбегает к приему двойного портретирования. Причем первыйпортрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершенияпреступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасныхглазах.Но преступление не только запятнало его душу, но иоставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портретубийцы.

В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Такимобразом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказалсяочень продуктивен для двух крупнейших художниковреалистов, Толстого иДостоевского.