рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мысль народная и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Мысль народная и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" - раздел Литература, Мысль Народная И Мысль Семейная В Романе Л.н.толстого Война И Мир. Проблема ...

Мысль народная и мысль семейная в романе Л.Н.Толстого Война и мир. Проблема роли народа и личности в истории. Своим гигантским объемом Война и мир может произвести впечатление хаотичности, разбросанности и неслаженности множества персонажей, сюжетных линий, всего разнообразного содержания.Но гениальность Толстого-художника в том и проявилась, что все это огромное содержание проникнуто единой мыслью, концепцией жизни людского сообщества, которую легко углядеть при вдумчивом, внимательном чтении.

Жанр Войны и мира определяется как роман-эпопея.В чем смысл этого определения Через бесконечное множество судеб множества людей, взятых в различных обстоятельствах жизни в военное и мирное время, в молодости и в старости, в довольстве и в горести, в частной и общей, роевой жизни - и сплетенных в единое художественное целое, проходит главная художественно освоенная антитеза книги естественное, простое и условное, искусственное в жизни людей простые и вечные моменты человеческого бытия рождение, любовь, смерть - и условленность света, сословность общества, имущественные различия.

Автора Войны и мира упрекали в фаталистическом понимании истории и жизни вообще, но в его книге характерное для древнего, классического эпоса понятие судьбы, рока заменено понятием жизни в ее стихийном течении и разливе, в вечном обновлении. Недаром в романе так много метафор, связанных с вечно меняющейся водной стихией. Есть в Войне и мире и главный, ключевой словесно-художественный образ.Под впечатлением общения с Платоном Каратаевым, воплощением всего вечного и круглого, Пьер видит сон. И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию.

Постой сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой.И капли эти все двигались, перемещались, и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею Вот жизнь сказал старичок учитель. Как это просто и ясно подумал Пьер Какя мог не знать этого прежде Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. Такое понимание жизни есть оптимистический пантеизм, философия, отождествляющая Бога с природой. Бог автора Войны и мира - это вся жизнь, все бытие.Такая философия определяет моральные оценки героев цель и счастье человека - достигнуть круглости капли и разлиться, слиться со всеми, приобщиться ко всему и всем. Ближе всех к этому идеалу находится Платон Каратаев, недаром ему дано имя великого древнегреческого мудреца, стоявшего у истоков мировой философской мысли.

Многие представители дворянско-аристократического света, особенно придворного круга, изображенные в романе, не способны на это. Главные же герои Войны и мира приходят именно к этому, они преодолевают наполеоновский эгоизм, становящийся в описанное в романе время знаменем эпохи и окончательно ставший им во время писания романа.

Кстати, тогда же писал Преступление и наказание и Достоевский. Главные герои преодолевают сословную замкнутость и гордую единичность. Причем в центр романа Толстой ставит такие персонажи, движение которых по этому пути протекает особенно драматично и разительно. Это Андрей Болконский, Пьер и Наташа.Для них этот исполненный драматизма путь - дорога приобретений, обогащения их личности, глубоких душевных открытий и прозрений.

Чуть дальше от центра романа стоят персонажи второго плана, которые на этом пути больше теряют.Это Николай Ростов, княжна Марья, Петя. Периферию же Войны и мира заполняют многочисленные фигуры, по тем или иным причинам не способные встать на этот путь. По такому же принципу изображены многочисленные женские персонажи Войны и мира. Ответ на этот вопрос будет носить конкретный характер, т.е. надо просто знать и пересказать текст, содержание романа, искать здесь какую-то особенную идейную концепцию не приходится.

Толстой создавал образы Наташи и Сони, княжны Марьи и Бурьенки, красавицы Элен и старенькой Анны Павловны в эпоху 60-х годов, одновременно с романом Чернышевского Что делать, в котором наиболее полно и последовательно выражены идеи женской свободы и равноправия с мужчинами.Все это Толстой, естественно, отвергал, на женщину смотрел в патриархальном духе. Свои идеалы женской любви, семейного, родительского счастья он воплотил не только в характере и судьбе Наташи, наиболее ярко из всех персонажей в том числе и мужских выражающей его представление о настоящей жизни, но и реальности, женившись в 1862 году на молоденькой Софье Андреевне Берс. И надо с сожалением признать, что нас возвышающий обман образа Наташи оказался гораздо симпатичней и приглядней темы низких истин семейной драмы Толстого.

Несмотря ни на то, что Толстой целенаправленно воспитывал молодую жену в духе своих идеалов, тех самых, что так убеждают нас при чтении Войны и мира, жена великого писателя, а затем подросшие многочисленные дети сделали последние тридцать лет жизни Толстого невыносимыми.

А сколько раз он принимал решение уйти от них Можно сказать, что настоящая жизнь с ее причудливостью, неожиданностями, внезапными капризами и прихотями - то, что заключает в себя любая женская натура оказалась даже более настоящей, чем предполагал Толстой.И неважно, о ком идет речь - о безропотно-кроткой княжне Марье или о дерзкотребовательной, победительно уверенной в своей силе Элен. Очень скоро после написания Войны и мира жизнь показала ее автору, что крайности женских характеров, так уверенно разведенные им по шкале нравственных оценок Наташе- отлично, княжне Марье - посредственно, Элен -неуд в реальности могут сойтись в лице одного, самого близкого, самого любимого человека - жены, матери троих детей.

Таким образом, при всей ее глубине и всеохватности жизненная философия автора Войны и мира достаточно схематична, живая жизнь, настоящая жизнь сложнее, богаче, с ней не расправишься росчерком пера по своему усмотрению, по требованию художественного единства, как поступил Толстой, по-быстрому умертвив ставшую ненужной для его идейно-нравственной постройки такую притягательную и непобедимую в своей безнравственности Элен. Идея настоящей жизни пронизывает и изображение исторических персонажей.

Дух войска, который чувствует Кутузов и который диктует ему стратегические решения, по сути, есть тоже форма приобщения, слияния с вечно разливающихся жизнью.

Его антагонисты - Наполеон, Александр, ученые немецкие генералы - к этому неспособны. Простые, рядовые герои войны - Тушин, Тимохин, Тихон Щербатый, Васька Денисов - не стремятся осчастливить все человечество, потому что лишены чувства отдельности отчего, они уже слиты с этим миром.Раскрытая выше идея-антитеза, пронизывающая весь огромный роман, выражена уже в его названии, очень емком и многозначном.

Второе слово названия романа обозначает сообщество людей, весь народ, жизнь всем миром, в миру, с людьми в противоположность монашескому уединению. Поэтому неверно думать, что название романа указывает на чередование военных и мирных, невоенных эпизодов.Указанный выше смысл слова мир меняет, расширяет значение и первого заглавного слова война - не только как проявление милитарности, но и вообще борьба людей, жизненная битва разъединенного, разведенного на атомарные капли человечества.

В 1805 году, которым открывается толстовская эпопея, людское сообщество пребывает разобщенным, раздробленным на сословия, дворянский свет отчужден от народного целого. Кульминация этого состояния - Тильзитский мир, непрочный, чреватый новой войной. Антитезой этому состоянию является 1812 год, когда всем народом навалиться хотят на Бородинском поле. И дальше от 3 к 4 тому герои романа оказываются на грани войны и мира, то и дело совершая переходы туда и обратно.Они сталкиваются с настоящей, полной жизнью, с войной и миром. Кутузов говорит Да, немало упрекали меня и за войну и за мир а все пришло вовремя и эти понятия связываются в его устах в единый заглавный образ жизни.

В эпилоге первоначальное состояние возвращается, опять разобщенность в высшем сословии и высшего сословия с простым народом. Пьера возмущает шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат, он хочет независимости и деятельности.Николай Ростов скоро будет рубить и душить все с плеча. В итоге все слишком натянуто и непременно лопнет.

Кстати, Платон Каратаев не одобрил бы настроений двух оставшихся в живых героев, а Андрей Волконский одобрил бы. И вот его сын Николенька, рожденный в 1807 году, читает высоко ценимого декабристами Плутарха. Его дальнейшая судьба понятна.Эпилог романа полон многоголосьем различных мнений. Единение, приобщенность остаются желанным идеалом, но эпилогом Толстой показывает, как труден путь к нему. По свидетельству Софьи Андреевны, Толстой говорил, что любит в Войне и мире мысль народную, а в Анне Каренине - мысль семейную.

Понять суть обеих толстовских формул нельзя без сопоставления этих романов. Подобно Гоголю, Гончарову, Достоевскому, Лескову Толстой считал свой век временем, когда в мире людей, среди людей торжествует разобщение, распад общего целого. И две его мысли, и два романа -о том, как вернуть утраченную целостность.В первом романе, как это ни парадоксально звучит, мир соединяет война, единый патриотический порыв против общего врага, именно против него отдельные личности соединяются в целое народа.

В Анне Карениной разобщению противостоит ячейка общества - семья, первичная форма человеческого объединения и приобщения. Но роман показывает, что в эпоху, когда все смешалось, все переворотилось, семья своим кратковременным, непрочным слиянием лишь усиливает сложности на пути к желанному идеалу человеческого единения.Таким образом, раскрытие мысли народной в Войне и мире тесно связана и во многом определяется толстовским ответом на главный вопрос - что же такое настоящая жизнь Что касается роли народа и личности в истории, то решение этого вопроса особенно сильно засорено марксистко-ленинским литературоведением.

Толстого, как уже говорилось, часто обвиняли в историческом фатализме взгляд, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Но это несправедливо Толстой настаивал лишь на том, что законы истории скрыты от индивидуального человеческого разума.Его взгляд на эту проблему очень точно выражает известное четверостишие Тютчева 1866 - опять время работы над Войной и миром Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить У ней особенная стать - В Россию можно только верить.

Для марксизма не решающее значение народных масс как двигателя истории и неспособность личности повлиять на историю иначе, кроме как пристроившись в хвосте этих масс, было непреложным законом. Однако иллюстрировать этот закон материалом военных эпизодов Войны и мира затруднительно.В своей эпопее Толстой подхватывает эстафету исторических взглядов Карамзина и Пушкина.

Оба они чрезвычайно убедительно показали в своих произведениях Карамзин в Истории государства Российского, что, выражаясь словами Пушкина, случай - мощное орудие Провиденья, т.е. судьбы. Именно через случайное действуют закономерное и необходимое, да и таковыми они признаются лишь задним числом, после своего действия.И носителем случайности оказывается личность Наполеон, перевернувший судьбы всей Европы, Тушин, повернувший ход Шенграбенского сражения.

То есть, перефразируя известную поговорку, можно сказать, что если бы Наполеона не было, его стоило бы выдумать, примерно так же, как выдумал своего Тушина Толстой.

– Конец работы –

Используемые теги: мысль, Народная, мысль, Семейная, романе, Толстого, война, мир0.115

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мысль народная и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Народная мысль в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Общение с простымирусскими солдатами и мужиками рож дает в нем желание войти в эту жизнь,всем су ществом проникнуться тем, что делает их таки ми .… Наш князь , ласково называ ют солдаты АндреяБолконского. А как преобра жается его сестра Марья, когда, несмотря на пред ложениефранцуженки Бурьен, отказывается покориться…

Мысль семейная в "Войне и мире" Толстого
Толстой очень семейный писатель в томсмысле, что он почти не представ ляет своих героев одиночками, как, например,Тургенев, Достоев ский.… Но, конечно, определенные внутренниепереклички между их характе рами есть.… В отличие от Ростовых, он играет важную роль в сюжете иинтересен сам по себе как персонаж, несколько напоминающий…

“Мысль семейная” в романе "Война и мир"
В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти… Война и мир это не только величайшее произведения искусства слова, это сама… Произведение необычайно гармонично, объ мно. Итак, обращаемся к первоначальному тексту.Описание внешности Пьера. Пьер…

Народная война в романе "Война и мир"
События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут… Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Историческая тема народной войны у Толстого, как и во всей передовой русской литературе 60-х годов была внутренне…

Настоящая жизнь в романе Толстого "Война и мир"
Он в приподнятомнастроении, в боевом духе отправился на военную службу.Увы Опять не то!Суровые военные события способствовали его ра зочарованию в… Как же выбраться из этой страшной, головокружительной обстановки? Ноздесь… Однако строит всознании планы действительно, как он считал в тот момент, настоящей жизни полностью отдать ся занятию…

Образ неба в романе Толстого "Война и мир"
Как же я не видалпрежде этого высокого неба? И как я счас тлив, что узнал его наконец , думает Болконский на полеАустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ни чтожествеНаполеона стала… Болконский, вспоминая о Ната ше, скажет себе еще раз, что любил еедушу, ведь небесная душа Наташи и небесная душа…

Представление о настоящей жизни в романе Толстого "Война и мир"
И счастье есть только тогда, когда отсутствуют эти несчастья зло .Князь Андрей говорил, что он стал покоен, когда стал жить для одного себя. Онжил… Интересно, ачто же считает несправедливостью князь Андрей?Но я не…

Образ Кутузова в романе Толстого "Война и мир"
Он подобен вектору, направление действия которогоопределяет сумма тысяч и миллионов причин и действий, совершаемых висторическом пространстве. История, то естьбессознательная, роевая, общая жизнь человечества, всякой… Только поняв это, можнообъяснить действия, а точнее, не-действия Кутузова на страницах романа.В Аустерлице,…

Образ Наташи Ростовой в романе Толстого "Война и мир"
Полуребенок-полудевушка. Толстому важно вней все и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, чтоона черно глаза и волосы ее… Чистое дело, марш , удивляется дядюшка.Кажется, не меньше удивлен и автор Где,… Их внешнее сход ство можно расценивать как цитатное.Кроме того, общая культур ная аура, поэтика фольклорных забав и,…

Смысл названия романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Главнымхудожественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этотприем является стержнем всего романа противопоставлены в романе и… Действительно, слово мир в заглавии неявляется простым обозначением понятия… Мир - это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир - этокрестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.Мир…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Противопоставлены философские понятия в заглавииромана, события двух войн войны 1805-07 гг. и войны 1812 года , сражения Аустерлиц и Бородино ,… Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству,и… Не случайно правильная оценка Кутузовым ходасобытий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил…
  • Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшейкрасотой. Они всегда одинаковы.Для психологического анализа этих героев… Они способны к самосовершенствованию, к нравственным,духовным исканиям. Им… В процессе поиска истинного, важного, непреходящегов жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных…
  • Духовные искания главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир" Волновал он и писателя. В центре его внимания как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей,пути формирования их личности. В мире… Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность… Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения,Болконский переживает душевный перелом. Лежа на спине, князь Андрей видит…
  • Образ княжны Марьи в романе Толстого "Война и мир" Ее батюшка,Николай Андреевич, человек неиз приятных часто брюзглив и груб, ру гаеткняжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего пе дант.А вот… То, что глаза зеркало души, общее место. Но душа княжны действительнопрекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи.Княжна Марья умна,романтична…
  • Образ Пьера Безухова в романе Толстого "Война и мир" Он через короткое время становится обладателемтысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеихстолиц. Граф Лев Толстой,… Судя по косвеннымавторским наме кам, Пьеру в момент появления в Петербурге… После скандала,связанного с неудачным похищением ее Курагиным, и размолвки с князем Андреем онединственный, кто…