Критическое изображение военно-бюрократической среды в романе "Война и мир"

Критическое изображение военно-бюрократической среды вромане Война и мир Л.Н. Толстой создал много произведений, но особенновелико значение егоромана-эпопеи Война и мир . Этот роман повествует, как об умственныхисканиях наиболее передовой части дворянства, так и о потрясающембездействии ведущего паразитический образ жизни общества . Изображая этих неумныхненужностей и разоблачая из бездарную сущность в романе Война и мир ,Л.Н. Толстой достигает того, чего он не достиг полностью в Анне Каренине и Воскресении , - наиболее цельного изображения пошлости пошлого человека . Первое,что прежде всего бросается в глаза, когда читаешь роман это полноеуничтожение писателем какого либо авторитета светского общества.Перед нами семья князя Василия Курагина с его сыновьями Ипполитом,Анатолем и дочерью Элен. КнязьВасилий Курагин - представитель правящей верхушки.

Главная цельдействий князя - личная выгода.Он говорил себе Вот Пьер богат, ядолжен заманить его жениться на дочери Если человек мог бытьполезным князю, он сближался с ним, говорил ему любезности, льстил.По словам Л.Н. Толстого, князя Василия постоянно влекло к людямсильнее и богаче его. Так, целью его пребывания на вечере у АнныПавловны Шерер было намерение устроить сына Ипполита первымсекретарем в Вену. Когда не удалось похитить завещание графа Безухова,кьязь Василий, пользуясь непрактичностью Пьера и его неопытностью,женит его на своей дочери.

Князь Василий пользуется уважениемобщества, что вполне характеризует его. Ипполит, старший сынкнязя глупец.

Но это не мешает ему делать дипломатическую карьеру .Ведь он богат и знатен! Младший сын князя Василия, Анатоль ограниченный, развращенный молодец , чей эгоизм проявляетсяв попытке похитить Наташу Ростову. Достойнасвоего отца и дочь князя - Элен, глупая, хитрая и развращеннаяженщина.Где вы, там разврат, зло говорит ей Пьер. Мывидим, как нещадно бичует Л.Н. Толстой образ жизни великосветскихдам, занимающихся исключительно туалетами, сплетнями и пересудами, вместе с автором смеемся надгруппками мужчин,каждая из которых состоит из необходимых, глупцов , которые,обступив непременных посланников с чрезвычайно умным видомслушают политические речи, конечно, непонятныеим . СалонАнны Павловны Шерер Л.Н. Толстой сравнивает с прядильной мастерской,в которой веретена с разных сторон равномерно и, не умолкая,шумели . С первой картины вечернего приема чувствуется, что жизньзавсегдатаев салона наполнена только внешним лоском, все живоегаснет в этой бездушной обстановке.

Анна Павловна со страхом наблюдаетза Пьером не слишком ли громко он говорит, смеется.

И когдаПьеру удается завязать разговор с аббатом, Анна Павловна страшнобеспокоится.Подвнешним блеском высшего света скрывается или пустое фразерство, или наигранная заинтересованность, или интриги, расчеты, фальшь илицемерие всегда царят в салоне Шерер. Мелкие интриги, являющиесянеотъемлемой частью жизни светского общества, лишь дополняютцелую галерею его недостатков и свидетельствуют о небывалонизком уровне нравственности этих людей.

Им не свойственна даже любовь к Родине. С их стороны мы наблюдаемлишь выставляемыйими напоказ псевдопатриотизм. Мы видим этих людей в такоетяжелое время, как период войны с Наполеоном. И эти люди с потрясающимлицемерием занимались тем, что щипали корпию для благаотечества . Вот и вся их любовь к отечеству.Лицемерные афишки,призывающие встать на защиту отечества , еще раз доказывают,насколько презрительно относятся к своему народу, к своейгероической Родине существующие, но не живущие светские салоны.

Нотаковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако не менееомерзительную картину представляют собой люди, принадлежащие к высшему свету и использующие войну.как средство наживы!Вспомним Берга, который, не замечая ужасов войны, ищет шифоньеркуиз красного дерева . Берг не взволнован трагедией сраженияпод Аустерлицем - он извлек для себя пользу получил награду.Он сумел отличиться и в финляндской войне, подняв осколокгранаты, которым был убит адъютант.

А ведь это из гостиных светаприезжала в действующую армию золотая молодежь .за чинами иорденами, пополняя ряды трутней . Они-то не одиноки.Таких бергов и жерковых было очень много среди штабных офицеров, они наводнялиармию и ослабляли ее. А разве лучше их те представители военнойзнати, кто избрал военное поприще ради удовлетворения своих карьерскихжеланий? Они едут на войну как на ловлю счастья и чинов .Их не интересует судьба Родины и исход войны.

Такие, как Друбецкой,Жирков, Берг, Несвицкий и многие другие герои , глухи к призывуРоссии. Им не свойственны даже кратковременные душевные порывы.Как же нечиста их совесть перед Родиной! Их жизньна фронте лишена никчемности светской жизни, они не являютсягероями светских интриг, они никого не вызывают на дуэль и никогоне убивают, но их животное существование, формальное присутствиена поле битвы, их чудовищный деспотизм мы расцениваем какнесравненно более тяжкое преступление.Новернемся в блестящий Петербург. Его, конечно, не сравнить с Бородиным вихри светских сплетен и интриг в полном разгаре, но никто невспоминает о тех, кто идет на смерть ради сохранения никчемнойжизни света, ради сохранения придворной мишуры.

Некоторые передовые члены светскогообщества, пытаясь разнообразитьжизнь придворной знати, вводят никому не нужные новшества появляются тайные масонскиеорганизации . РеализмЛ.Н. Толстого сатирически высмеивает важных религиозных масонов ,клеймит позором такое времяпровождение. Что же можно сказатьоб организациях, если руководителем ложи масонов был сам царьАлександр II? ОбразомПьера Безухова, который, вначале увлекшись идеями масонов, но потомосознав их несостоятельность покидает организацию, Л.Н. Толстойпризывает людей к ведению другого образа жизни, к стремлениюбыть полезными обществу, а не уходить от реальной жизни втуманность пустых грез. Этим призывом автор ставит актуальнейшую проблемусовременного ему общества. Л.Н.Толстой, как писатель-реалист, срывая все и всяческие маски с существователей ,призывает передовых людей порвать с придворными пережитками, идти в ногу с веком, иметь ясную цельперед собой.

Так ПьерБезухов, умственные искания которого претерпели большие и трудныеизменения, становится борцом за лучшую жизнь.

В конце романаон уже является, как мы предполагаем, членом одного из тайныхобществ.Он твердо уверен, что передовые люди его времени должныбыть вместе с ними. И это действительно так. По содержанию романа -чувствуется, что если князь Андрей Волконский был бы жив, то егоместо, место настоящего борца-патриота, отдавшего свою прекраснуюжизнь за освобождение родной земли, было бы на Сенатской площади, вместе с декабристами.

Действиеромана, поиски смысла жизни лучшими представителями дворянствараскрывают новую тему в творчестве Л Н. Толстого - тему декабризма,тему, поставленную реальной жизнью. Огромнаязаслуга Л.Н. Толстого заключается в том, что он, как никто другой,сумел показать рост передового человека своей эпохи, его мысли,чувства, переживания.

Л.Н. Толстой и его гениальные произведениябудут вечно жить в сердцах людей.