Базаров и Раскольников

Базаров и Раскольников Из всех изученных нами литературных образов дванаписаны наиболее ярко -это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по романуФ.М. Достоевского Преступление и Романы, в которых появилисьэти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах. Непростоеэто было время.С одной стороны - подготовка и проведение рядареформ, обещание царем конституций, с другой - разочарование реформой1861 года, распространение социалистических идей и неутихающиеспоры между западниками с славянофилами.

Это было времянадежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой обстановкеи родились такие герои, как Базаров и Раскольников. Стиль ихсоздателей, Тургенева и Достоевского, различен, и это определяетразличие в способах изображения этих образов. Если в Отцахи детях мы постигали Евгения Базарова в основном по его словам ипоступкам, то Раскольникова в романе Достоевского - в большеймере по его душевным переживаниям, мыслям.Мысль первична, слово вторично, и поэтому образ РодионаРомановича более живой,ясный и, самое главное, более глубокий.

Чтороднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые люди,ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее. Базаровпробует свои силы в естествознании, а Раскольников испытываетсебя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей. Еслипервый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть лине самое главное в жизни.Оба героя чрезвычайно самолюбивы, толькоБазаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости отчужого влияния, а Раскольников к власти.

Оба идутпо жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам, так каку каждого из них есть система взглядов и ценностей. Руководствуясьсвоими идеями, они совершают те или иные поступки. УбежденияБазарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не бросаетсясразу в глаза.Теорииобоих подразумевают деление людей на две группы простых и сверхлюдей.Только Базаров говорит об этом как бы вскользь Не богамже, в самом деле, горшки обжигать! , а у Раскольникова это составляетоснову всей теории.

Кстати, оба считают, что относятся ко второйкатегории людей. У Родиона это до поры до времени . Идея Базарова- непризнание авторитетов и принципов существующего строя ирелигии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова- признание права сверхлюдей на преступление во имя некойцели, а следовательно, отрицание нравственных принципов.На основеэтих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно материалистическимии безнравственными, а Раскольникова - откровенно фашистскими.

Почемубезнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по совести,ведь нельзя назвать Евгения безнравственным человеком.Его - да, аесли на месте Базарова был другой? Жить по совести, а не по законам,в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас, реакционный мало ли что может позволить человеку его совесть? Позволилаже она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о какойнравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам скопомотвергает духовные ценности.

Так что эти убеждения выглядят нетакими страшными, как могут, лишь благодаря чистоте души того, кто ихразделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле, Раскольниковунет. Программыдвух героев близоруки. Далеко им можно уйти без какихлибо ценностей? Что будетделать Родион Романович со своей властью, на что она ему, конечных целей нет ни у того, ни удругого.Нет у обоихположительной программы их идеи базируются на отрицании чего-либо,будь то авторитеты иди нравственные принципы.

И Базаров, иРаскольников - нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева он, пословам одного критика, изобразил не только идеи нигилизма и еготрагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно и Иван Сергеевич умертвил своего героя скорее всего, он не видел будущего занигилизмом. Базарови Раскольников - бунтари, только бунт у каждого из них свой упервого - революционный, у второго - личностный.Революционность взглядовБазарова доказывать не нужно.

Важно то, что его протест происходитне из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного состояниясамого общества. Евгений Васильевич уверен, в необходимости его изменения. Бунт Раскольникова жевышел из нищеты исамолюбия, он пошел не против устройства общества какое ему делодо муравейника а против угнетенности личности и души. Поэтомуего бунт - индивидуалистический.Интересно,что в обоих случаях протест окончился ничем Базаров умер, аРаскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом Отцови детей Тургенев хотел показать несостоятельность революционногобунта либерал а Достоевский в своем романе - пагубность любого бунта, связанного с насилием, вообщетем самым призываяк соблюдению покорности.

Безусловно, здесь есть доля истины последствия таких протестов могут оказаться очень печальными.Базаровпрезирает, а Раскольников просто ненавидит окружающих людей,поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы, одиноки,несмотря на то, что есть товарищи, родители.

Родион Романовичк тому же просто задавлен бедностью , что делает его совсеммрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь у Базарова- когда он полюбил Одинцову, у Раскольникова - когда он делалчто-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало этимдвум людям оставаться в таком состоянии жизни навсегда? Преждевсего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямство ифанатизм.Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту построеннойим схемы жизни Раскольников не мог оставаться долго нормальным,живым человеком, пока оправдывал свое преступление с точкизрения теории.

Пагубные идеи убивали и в том, и в другом любовь,а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих убежденийи умер. Раскольников же раскаялся и ожил . Напримере героя Преступления и наказания мы видим, что делает с человекомненависть, озлобленность.Базаров вложил свою душу в познаниеприроды, а Раскольников, обладая способностями к учебе, даже неоткрывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь уроками.Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока не раскаялся,не полюбил Сонечку и не мог, даже если бы хотел этого.

Ненависть в сочетании с нищетой и порожденная ей отнимает у человекаспособность жить в обществе, стремление и любовь к жизни вообще.Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание. Еще одинпункт, по которому можно сравнить два данных образа, надо выделитьособо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей, ихпротиворечивость.

Это отношение к нравственности, к духовному началу. МнениеБазарова по этому вопросу неясно. С одной стороны - его фраза а что дальше имеющая тот смысл, что духовные ценности важнеематериальных. С другой стороны - его полное неприятие искусства,религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах. Базаровсчитает духовное важнее земного, но в то же время не признает самодуховное.В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся напрактике с этим несоответствием история с Одинцовой , что привелоего в замешательство, чуть ли не в испуг.

Базаров не выпутался из этихпротиворечий и умер. Я очень часто ссылаюсь на его смерть, так каксчитаю этот факт глубоко символичным . Раскольниковпренебрег нравственными принципами и пошел на преступление. Побудило его к этому, наверное, то, чтовсе так делали, всепоступались и таким образом выживали.В душе Раскольникова произошелраскол, борьба двух мнений , с точки зрения разума, расчета,теории, преступление было оправданным, с точки зрения морали -нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с позицийнравственности, и это вернуло его к жизни.

Мы принимаем Раскольниковатаким, каким он изображен Достоевским. В действительности, образ этого человека в эпилогедалеко не правдоподобен . Напримере двух литературных героев - Базарова и Раскольникова - мы видимкартину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобиднойбазаровской модели до страшной раскольниковской.Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущностьэтого явления,его оторванность от национальных корней, его отрицание и очернениевсей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме каких быто ни было идеалов, осквернение религии, в которой он усматриваллишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более широкийподход к ней Катерина в Грозе . За все это сильно доставалосьПисареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с Достоевским.Несомненно, у этого течения есть положительные черты, как,например, отношение к общественному устройству, старой морали, но этоне заслоняет отрицательных сторон этого учения. Базарови Раскольников очень похожи у них во многом совпадают взглядына жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба оказываютсяв противоречии и т.п. Но есть и различия, в основном обусловленныеразными условиями жизни двух героев.

Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренноечувство справедливости,и ненависть.

Всего этого нет в Базарове.Несмотряна ошибочность своих воззрений а у Раскольникова и жестокость ,оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и порицание,а сочувствие - сочувствие к трагической судьбе обоих.

У них естьчему поучиться у Базарова - силе воли, стремлению к познанию,у Раскольникова- способности проявлять благородство и состраданиев самые тяжелые моменты жизни.Целироманов Отцы и дети и Преступление и наказание были разные,но была одна общая - обличение пороков антигуманных форм общественныхотношений. И большую роль в достижении этой цепи сыграли образы Евгения Базарова и РодионаРаскольникова, тем самым внеся большой вклад в дело гуманизма.