Временные и мнимые союзники Базарова

Временные и мнимые союзники Базарова по роману И.С. Тургенева Отцы и дети В романе И.С. Тургенева изображена эпоха, когда врусской жизни назревализначительные перемены. Споры вокруг крестьянского вопросао путях разрешения социальных противоречий разделяли интеллигенциюна непримиримо враждующие партии. В центре общественной борьбы стоит фигура разночинца,революционерадемократа. В образе Базарова писатель отразил черты этого общественногои человеческого типа. Это мощная, титаническая личность.Не разделяя взглядов своего героя, авторсоздает трагическую фигуру.

Душу Базарова разрывают противоречия. Жизнь опровергает его нигилизм . Полюбив Одинцову, Евгений чувствует в своих убежденияхложь, но ведь взгляды Базарова - это часть его существа.Будучисильной личностью, он никогда не откажется от них. Противоречиев жизни героя разрешается закономерным трагическим финалом- он погибает. Но вромане есть и совсем иные персонажи, по видимости, разделяющиевзгляды Базарова, увлеченные современными идеями.

ОднакоТургенев показывает глубокое различие между главным героем и его учениками . Ну,например. Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова, этомолодой человек из дворянской семьи.С первых же страниц романамы видим приятелей рядом. И сразу же автор, дает понять, насколькоАркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него.Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг бросает косвенныйвзгляд назад и умолкает . Аркадий находится под обаянием личностистаршего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть,великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своегодядю, Павла Петровича.

Но в глубине души Аркадий совсем иной, онне чужд поэзии, нежных чувств, любит говорить красиво . Нигилистическиеубеждения не становятся у него натурой. Постепенно между приятеляминазревает конфликт.Аркадий все чаще не согласен с другом,но сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще отмалчивается например, когда Базаров смеется над музыкальными пристрастиямиего отца , а потом начинает и спорить с приятелем.

Наконец,Кирсанов-младший становится на свой настоящий путь он влюбляетсяв Катю, сестру Анны Сергеевны, умную девушку с твердым характером,делает ей предложение. Прощаясьс Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля,подчеркивает несходство между ними Для нашей терпкой бобыльнойжизни ты не создан.В тебе нет ни дерзости, ни злости, а естьмолодая смелость и молодой задор, для нашего дела это ни годится Ваш брат дворянин дальше благородного кипения дойти не может А мы драться хотим В сущности Аркадий - мякенький, либеральныйбарич . Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание, мечты опеременах в общественной жизни, стремление место расчистить .Евгений последователен в своих воззрениях, иногда всходитдо цинизма.

Автор подчеркивает, что Аркадия коробит от циничныхвысказываний друга.Да и характер Кирсанова требует постояннойзависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению, теперь -Кате. В конце романа Аркадии показан рачительным хозяином, хорошим помещиком с либеральныминаклонностями.

Но еслиэтот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то есть вромане персонажи, изображенные саркастически, с презрительной насмешкой. Это, во-первых, ученик Евгения, как он сам представляется. Ситников и эмансипе Кукшина.Эти люди тоже говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе Мысли, ославянофильстве, то есть интересуются современными вопросами .Но Тургенев использует разнообразные художественные средства,чтобы выявить главное они лишь играют, а сами часто не понимаюттого, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без смысла итолка.

Недаром на визитной карточке Ситникова его имя с однойстороны написано по-французски, а на другой - славянской вязью ,характерен и язык их - напыщенный, пестрящий модными словечками ведь тоже практическая , никакой свободы воззрения , Всюсистему воспитания надо переменить , долой авторитеты Праваженщин я поклялась защищать до последней капли крови , а рядом -пошловатые словечки шалун, прелесть . Тургенев ясно показывает,что их отрицание существует только для отрицания возможностьпрезирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова . Эти герои непонимают самых простыхвещей.

Ситников, например, заявляет, что развязная, бестолковаяКукшина - это высоко нравственное явление . То, что кажетсяим убеждениями, вовсе не связано с их поступками Ситников вособенности нападал на женщин , а потом пресмыкался перед своей женой только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова . Тургеневне жалеет сатирических красок в изображении этих героев.

Вотпортрет Ситникова тревожное и тупое выражение сказывалось чертахего прилизанного лица , глаза глядели пристально и беспокойно .Кукшина также все делает нарочно , неестественно , выражениеее лица тоже говорит о том, что она пытается не быть самой собой, аизображать нечто.Свободу она понимает как развязность и демонстрируетее вовсю Ситников развалился в креслах и задрал ногу кверху .Даже описание одежды оттеняет их характеры не совсем опрятноеплатье растрепанной Кукшиной, чересчур элегантные перчатки Ситникова.

Недаром Базаров относится к ним с нескрываемым презрением.Кукшинаи Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и Лебезятниковуиз романа Достоевского Преступление и наказание . По словамДостоевского, они пристают к самой модной ходячей идее, чтобы ееопошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образомслужат . На фоне этих персонажей особенно ясно видны подлинностьубеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное одиночество.