Пространство и время в романе "И больше века длится день"

Пространствои время в романе И больше века длится день Вот уже почти сорок летмы читаем произведения Чингиза Айтма това и никак не можем к ним привыкнуть.В 60-х годах, будучи ещемолодым прозаиком, он поведал о своей люб ви к родному краю, к людям, живущим вгорах Тянь-Шань, окружаю щим великое озеро Иссык-Куль. Повести гор и степей дышали молодо стью, свежестью, радостью бытия.Но уже тогда появляется дисгармони ческая окрашенность некоторых сюжетных линий, эпизодов, образов хо лоднымиоттенками трагического, с особой силой заявившей о себе в пове стях Материнское поле и Прощай, Гульсары Впервые же ощущение болевого шокачитатель испытал в 1970 году от повести После сказки Белый пароход . А в 1980году пронзительно и требовательно взглянул нам в глаза Едигей Жангельдин главный герой романа И дольше века длитсядень . Каждый раз произведения Айтматова застают врасплох, по вергают всомнения и растерянность читателя и критика яркой публици стичностью, остройсоциальностью и высоким уровнем художественности, подкрепленным философскойглубиной и наполненностью.

В этом суть фе номена Айтматова-писателя.

Все егопроизведения, казалось бы соткан ные из сиюминутных, наиактуальнейших моментовнашей жизни, несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысление сложнейшихсоци альных, психологических, общечеловеческих проблем.Его повести и ро маныпринадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищаютсобытия истории нашего общества и мира в целом.В романе И дольше века длится день существует как бынесколь ко пространств Буранного полустанка, Сары-Озеков, страны, плане ты,околоземного и дальнего космоса.

Это как бы одна ось координат, втораявременная воедино связываются далекое прошлое, настоящее и почтифантастическое будущее.Каждое пространство имеет время, все они взаимосвязанымежду собой.Из этих взаимосвязей, которые возникают благодарясложному композиционному решению, рождаются метафоры и ассоциативные образы ро мана,придающие глубину и выразительность художественным обобщени ям писателя.

Всамом начале романа стрелочник Едигей разведет все три времени литерный уйдетв будущее на космодром Сары-Озек, сам Едигей останется в настоящем, а мысли егоунесутся в прошлое. С этого момента категории времени будут существовать вразных мирах и развиваться па раллельно. Соединятся, сомкнутся они лишь вфинале романа в страшной картине апокалипсиса.Небо обваливалось на голову,разверзаясь в клу бах кипящего пламени и дыма Человек, верблюд, собака эти про стейшие существа, обезумев, бежалипрочь.

Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг с другом,они бежали по степи, безжало стно высветляемые гигантскими огненнымивсполохами Местом встречи времен стало древнее родовое кладбищеАна-Бейит, возникшее на месте гибели матери, убитой рукой сына-манкурта,изуро дованного средневековыми жуаньжуанями.Новые варвары построили на родовомкладбище космодром, на котором в толще земной, в прахе пред- ков до поры до времени таились ракеты-роботы,замкнувшие, казалось бы, разорванную связь времен по сигналу из будущего,вознеслись над ми ром силы зла далекого прошлого, невероятно жестокого с точкизрения настоящего. Так в романе Ч. Айтматова переплетаются образы простран ства времени, героев, мысли и чувства и рождаетсяудивительно гармо ничное единство, особенно необходимое в наш век не толькоиз-за вторже ния научно-технических свершений в область фантастики, но скореепото му, что противоречив и дисгармоничен мир, в котором мы живем.