Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне"

Проблема гуманизма впьесе Горького На дне Пьеса А. М. Горького На дне была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит врусскую литературу нового героя - люмпена, босяка. Но рассказывает о немпо-новому.Тема людей дна не нова для русской литературы Гоголь, Достоевский,Гиляровский обращались к этой теме. Сам Горький отмечал, что пьеса явиласьитогом его почти 20-летних наблюдений над миром бывших людей .Мрачный быт костылевской ночлежкиизображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приютубогих и сирых Подвал, похожий на пещеру.

Потолок -тяжелые,каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и,сверху вниз из квадратного окна с правой стороны . Под сводами костылевского подземельяоказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый изних наделен своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущийнадеждой на возвращение к честному труду.Пепел, жаждущий правильной жизни.Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаясяк настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи.

Темтрагичней их положение.Рисуя обитателей костылевской ночлежки иподчеркивая в них человеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе стем со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодностьдля дела переустройства России.Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделатьчто-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагическогостечения обстоятельств. И остаются одни только декларации о том, что человек звучит гордо . Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийсяперсонаж- Лука. Вместе с ним появляется новыймотив в пьесе возможность утешения или разоблачения.Сам Горький указывал, в чем состоялаглавная проблема пьесы Основной вопрос, который я хотел поставить, это -что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание дотого, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Эта фраза Горького былавынесена в заголовок сочинения.

За этой фразой автора стоит глубокая философскаямысль.

Точнее, вопрос что лучше - истина или сострадание, правда или ложь воспасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. Над разрешениемего бились многие поколения. Тем не менее попытаемся найти ответ напоставленный вопрос.Странник Лука выполняет в пьесе рольутешителя.Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти.Пепла он соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири.

Несчастномупьянице Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечаталкоголиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль только, что всеего обещания основаны ка лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет спасения Актеруот его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и не повидавшая настоящейжизни, мучимая мыслью, как бы больше другого не съесть . НамеренияЛуки помочь другим людям кажутся понятными.Он рассказывает притчу о человеке,который верил в существование праведной земли.

Когда некий ученый доказал, чтотакой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний разподтвердить, насколько спасительная для людей иногда ложь и как не нужна иопасна для них бывает правда. Эту философию оправдания спасительной лжи Горькийотвергает.Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль.Вместо того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряетугнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами.

Эта ложь, по мнению авторапьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. А какдумаем мы?Сама композиция пьесы, ее внутреннеедвижение, разоблачает философию Луки. Последуем же за автором и его замыслом. Вначале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своейиллюзией.Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет вобитателях ночлежки уверенность в правоте их неясных и призрачных увлечений идум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острыедраматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийствастарика Костылева.

Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергаетутешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене благостныеразглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми.Горький прибегает кнеобычному композиционному приему он задолго до финала, в третьем акте, убираетодного из главных героев пьесы Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертомакте уже не появляется.Философию Луки отвергаетпротивопоставленный ему Сатин Ложь - религия рабов и хозяев.

Правда - богсвободного человека говорит он. Из этого вовсе не следует, что Сатин -положительный герой. Главное достоинство Сатина в том, что он умен и лучше всехвидит неправду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.Фактического ответа на вопрос автора Что лучше истина или сострадание в пьесе нет. Мне кажется, чтоложь во спасение необходима.Лука старается дать погибающим людям хоть какую-тонадежду.

Он утешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчениеобитателям дна . Все же остальные клянут жизнь и грешат, грешат,грешат. А человек живет надеждой!Дело в том, что гуманистическая идея пьесыоказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор.Горький, разъясняяартистам МХАТ, как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука - человек хитрый, себе на уме, ловко пользующийся расположениемк себе людей . Но артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне,проникновенно и убедительно, что вышел за рамки, намеченныеГорьким.

Да, образ Луки оказался болеегуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сатина.