Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы

Осуждение сталинизма в произведениях современнойлитературы Как грозный дух он был над нами,Иных не знали мы имен.А.Твардовский.В течение тридцати лет нашим людям внушалась мысльо величии Сталина, о его умении все предусмотреть и о том, чтопо мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становитсявсе больше.И чем громче хвалили Сталина, тем большебеззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгие десятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говорить и писать так, как велено сверху.

И многие на самомделе начали верить в этотвеликий обман, а многие вынуждены былилицемерить.И вдруг несколько лет назад этот заговор молчания былнарушен. Наша литература сказала свое сильное и правдивое слово о сталинизме, оего истоках и преступлениях. Вновь вспомнили и то, чтописалось после 20 съезда. Невозможно охватить все, опубликованное о Сталине и его эпохе в последнее время.Да и зачем делать это в школьном сочинении? Достаточносказать, что произведения Рыбакова, Гроссмана, Домбровского,Солженицына, Дудинцева, Шаламова, Гранина и других написаны не только во имяправды, но и во имя того, чтобы этачерная эпоха не возвратилась вновь.После того, как Дети Арбата Анатолия Рыбакова были напечатаны в журнале Дружба народов , на редакцию обрушился поток писем.

Роман всколыхнулстрану.Особое место в нем занимает Сталин, мрачная и зловещая фигура. События происходят в 1933-34 годах, когдакульт личности стал принимать свои страшные формы.Заслугой автора является показ того, что сам генсек постоянноформировал свой культ.

В романе есть эпизод, когда Сталин настойчивостремится убрать из воспоминаний революционераЕнукидзе одну деталь , которая говорито том, что он, Сталин, даже и не знал о существовании подпольной типографии Нина в Баку. Ради своего возвеличиванияон готов пойти на все залить страну кровью, предать и обмануть всех, назвать белое черным и наоборот. Нужны неисчислимые материальные ичеловеческие жертвы.Если при этомпогибнет несколько миллионов человек, история простит это товарищу Сталину . Такие мысли вкладывает Рыбаков самому вождюнародов . К счастью, история не простила.

А жертвы Жертвы были. Много. Так много, что до сих пор неудается точно подсчитать их.Рисует образы жертв и автор романа. Это и политики, посмевшиебросить вызов Сталину, или в чем-то ему мешавшие Киров, дипломат Будягин и другие . Это и простые люди, как студент Саша Панкратов, честный человек и истинныйпатриот.За ним, его друзьями и миллионами других людей нет вины,но она и не требуется.

Их унижение и уничтожение нужны Сталину и его окружению для утверждения своей власти ибесчеловечного режима. Пройдя вместе с Сашей и другими репрессированными по мукам , мы отчетливо понимаем всю тяжесть вины сталинизма.Благодаря писателю мне стала намного понятнее психологияэтого диктатора, та легкость, с которой он слал науничтожение массылюдей.В отличие от Рыбакова, Василий Гроссман в романе-эпопее Жизнь и судьба меньше останавливается на личности самого Сталина, а больше исследует сталинизм как явление.

Онтщательно рассматривает систему личной власти и всеобщего подавления, психологию старых большевиков, по головам которых генсек пришел к власти и без молчаливой поддержки которых неудержал бы ее. Писатель создает целую галерею образов, представляющих системусталинизма. Это и палачи, мастера заплечных дел , например, один из подручных Ежова, энтузиаст 37 года генералНеудобнов.Такие легко совершали самые чудовищные преступления да еще оправдывали их высшими интересами.

Есть и аппаратчики высокого ранга. Например,Гетманов, один из секретарей обкома Украины. Он предстает перед читателем каккарьерист, человек без принципов и биографии. Мастерскиохарактеризован иредактор республиканской газетыСагайдак. Он искренне считал, что можно и должно молчать о народе и голоде, землетрясении и страшномпожаре на шахте. Главное - это воспитыватьчитателя . Это воспитание превращало людей в роботов.Встречаем и генералов, способных ради красивого рапорта ни за чтоположить тысячи солдат подобные персонажи есть у К.Симонова . Видим ученых , которые по методу Жданова иЛысенко травят талантливых, преданных науке людей, обвиняя их в противопоставлении себя коллективу , в духе реакции и мракобесия и прочих грехах . Вообще жероман грандиозен по количеству персонажей, в большинстве своем реалистичных.

Многие из им подобныхвстречались совсем недавно, а некоторые встречаются до сих пор.Другой тип героев Гроссмана в романе представлен Мостовским,Крымовым, Абарчуком.

Эти представителистарой гвардии большевиков с тревогойследили за ненормальными явлениями в обществе, заарестами своих бывших товарищей. Но они сковали себяпартийной дисциплиной. Подобная мораль запрещала им выступатьпротив линии партии . Чувствуя ее неправильность, они не нашли всебе мужества или решимости вступиться за опороченных товарищей.Многие из нихоставались при этом внутренне честными, преданными старым идеалам. Но ихфанатизм заставлял давать показания против невинных людей, признавать свои несуществующие преступления, освящать своимавторитетом беззаконие.

Одни это делали по малодушию, другие- по слепой вере.Так, опираясь на палачей, карьеристов и прихлебателей, с одной стороны, и на слепо преданных партиибольшевиков- с другой, Сталин формировалсвой культ. Благодаря автору я понял, на чем держалась система сталинизма.Очень глубокирассуждения писателя и мысли, вложенные в уста героев. Онидостигают большой силы обобщения.

Гроссман говорит о том, что одно слово диктатора могло уничтожить тысячи, десятки тысяч людей. Маршал, нарком, секретарь обкома- люди,командовавшие вчера армиями, республиками, областями, сегодня могли обратиться в ничто, в лагерную пыль, позваниваякотелочками, ожидать баланды у лагерной кухни. Вся политика быланаправлена на то, чтобы полностью искоренить дух свободы и инакомыслия.Лагерю предстоит слияние с запроволочнойжизнью . Так передает писательтеорию палачей, которые доказывают, что лагерь и есть высшееторжество великих принципов.

И как многосделано было этими преступниками, чтобы превратить страну в единый лагерь! Колючая проволока и караульные вышки стояличуть не в каждом уголке великой державы, опутывая ее. Вместе с писателемнегодуем и мы.В романе постоянно проводится параллель между лагерем сталинским и лагерем фашистским.И не случайно вкладываетГроссман в уста гестаповского теоретика Лиссарассуждения о национализме как о главной силе 20 века, о Гитлере и Сталине как о вождях нового типа. И читатель не может не согласиться, что всякая тирания, всякое беззаконие, поставленное воснову государственной политики, всякое массовое пренебрежение интересамилюдей, оправдываемое высокой целью, родственны, какими теориями онини прикрывались.Осуждение сталинизма, преступлений и беззаконий в рассмотренных как и других книгах полное. Нет места идеям ,которые обрекают людей на роль бесчувственного строительного материалав руках вершителей истории.