Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского

Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского Поэзия А.Твардовского стала одной из ярких страницистории русской литературыXX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А.Твардовский вошел в литературу в середине 1920-хгодов.В своем раннемтворчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство,одну из своих ранних поэм назвал Путь к социализму . В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековыхтрадиций Вместо этой дедовской плесениИз угла будет Ленин глядеть . Итогом этого раннего периода стала поэма СтранаМуравия . Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде насвоей земле, понял иосознал, что счастье может быть только в колхозной жизни.

Читатьэти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации,уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато.Особенно если учесть, что сам Твардовский - сын деревенскогокузнеца, родившийся в смоленском хуторе Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженикаТрифона Гордеевича Твардовского и всю семью нежданно обрушиласьбеда - они были раскулачены и сосланы на север.

О нелегкойсудьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие жесемьи, можно узнать сегодня из воспоминаний брата А.Т.ТвардовскогоИвана, опубликованных несколько лет назад. В стихах же сына кулака эти трагические мотивы не нашлиотражения - он писалтак, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали,возможно, искренне веря, что на этих путях народ найдет сво счастье.

Поворотными для поэта А.Твардовского стали годыВеликой Отечественнойвойны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос егоприобретает ту силу,ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящеетворчество.Стихи А.Твардовского военных лет - это хроника фронтовойжизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и изармейского, военного быта см например, стихотворение Армейскийсапожник , и лирические взволнованные воспоминания о роднойСмоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи,близкие к народной песне, написанные на мотив Позарастали стежки-дорожки .В стихах поэта военных лет звучит и философское осмыслениечеловеческой судьбы в дни всенародной трагедии.

Так, в 1943году написано стихотворение Две строчки . Оно навеяно фактом корреспондентскойбиографии Твардовского две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого виделон убитым, лежащимна льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной.

И подвига он несовершил, и войнанезнаменитая, но жизнь ему была дана единственная - через нее то и постигаетхудожник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительноепо силе лиризма ощущение необратимости потери Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий Как будто это я лежу Уже после войны, в 1945-46 годах, Тваровский создает,может быть, самоесильное свое произведение о войне - Я убит подо Ржевом . Бои под Ржевом были самыми кровопролитными вистории войны, стали ее самой трагической страницей.

Все стихотворение- это страстный монолог мертвого, его обращение к живым.Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишьмертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, онодовольно великопо объему, но прочитывается на едином дыхании.Знаменательно, что в нем несколько раз звучитобращение, восходящее к глубоким пластам традиций традиции древнерусского воинства, традициихристианской. Это обращение братья . В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитаяего поэма ВасилийТеркин . Его герой стал символом русского солдата, его образ -предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших егопроявлениях.

И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живойчеловек, веселый и лукавый собеседник.В его образе соединилисьи богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность,и автобиографические черты, роднящие его с автором недаромон смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решенопоставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначитьпортретное сходство героя и его создателя . Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги,описанные с присущейфольклорному типу повествования гиперболичностью так, в главе Кто стрелял? он из винтовки сбивает вражеский самолет , и человекнеобычайной стойкости - в главе Переправа рассказано о подвиге- Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод направом берегу и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с тойудивительной классической простотой, которую сам автор обозначил,как творческую задачу Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке -Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке . Позднее творчество А.Твардовского, его стихи 50-60-хгодов - одна из самыхпрекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать,что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихиА.Ахматовой, Б.Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надобыть очень большим художником, чтобы не потеряться на таком фоне.Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становитсяцентральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературнаяжизнь.

Журнал Новый мир , который редактировал А.Твардовский,так и вошел в историю литературы как Новый мир Твардовского.Лирический герой его поздней поэзии - это прежде всего мудрыйчеловек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении Некогда мне над собой измываться , где главным спасениемчеловека от беды становится труд, творчество.

Над традиционнойтемой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А.Твардовскогопоздних лет во многих стихотворениях, например, в произведении1959 года Жить бы мне соловьем-одиночкой И все же главная, самая больная для поэта тема - темаисторической памяти, пронизывающая его лирику 1950-60-х годов.

Это и память о погибших навойне.

Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной извершин русской лирики XX века Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе - Остались там и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь - Речь не о том, но все же, все же, все же За закрытым финалом стихотворения - целый мирчеловеческих переживаний,целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение видело столько страшных ижестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную.Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, которыеперечеркнули жизнь его семьи, его родителей.

В этом и позднеепокаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены такие произведения А.Твардовского, какпоэма По праву памяти , цикл стихов Памяти матери . Вэтом циклечерез судьбу матери человек передает судьбу целого поколения.Вековойуклад жизни оказывается разрушенным.

Вместо привычного деревенскогокладбища - неприютный погост в далеких краях, вместо переездачерез реку, символа свадьбы иные перевозы , когда людей с землиродного края Вдаль спровадила пора . В поэме, написанной в 1966-69годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэтразмышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождениябыл отмечен как младенец вражеских кровей , кулацкий сынок .Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэмазвучит предостережением Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд лис будущим в ладу Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она ещеждет подлинного прочтения и понимания.