Проблема нравственной свободы в современной прозе

Проблема нравственной свободы в современной прозеКто научился думать, того полностью лишить свободынельзя.Вл.Дудинцев.Не так уж часто встречаются книги, чтение которыхсоставляет впечатление беседы с мудрыми и понимающими тебя собеседниками. Еще реже попадаются книги- друзья , чтоделают нас лучше и умнее. Я смогла бы по пальцам пересчитать такие.Из классики- Война и мир , ТихийДон , некоторые повести А.Куприна. Из современной литературы - ДокторЖиваго Б.Пастернака, Белые одежды В.Дудинцева, Факультет ненужных вещей Ю.Домбровского, Жизнь исудьба В.Гроссмана.

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что во всехразных произведениях есть нечто общее. Герои их трудно обретаютнравственную свободу и нелегко делают нравственный выбор.Долгие годы ищут свой путь в жизни Пьер Безухов и Андрей Болконский.Мечется в борьбе Григорий Мелехов, платя свой и чужойкровью.Мучительно приходит к осознанию научной истины и своего долга Федор Дежкин из Белых одежд .Эти и другие героиобретают внутреннюю свободу толькотогда, когда делают свой жизненный выстраданный выбор.

В этом сочинении я смогу высказатьсятолько о некоторых героях романов Домбровского и Гроссмана.В романе Факультет ненужных вещей много действующих лиц. Больше всего меня поразил бывший археолог Георгий Николаевич Зыбин. Уже то, что он мыслит, анализируетдействительность, есть протест против сталинского режима. Как и миллионы, он безвинно попадает в заключение. В тюрьме, кажется,человеку труднее всего размышлять.Но для некоторых, оказывается, наоборот.Лишившись внешней свободы, они обретаютогромную внутреннюю, потому что жизнь перед ними предстает по-иному.Сменяются следователи, идут утомительные допросы, сыплются угрозы.

Но Зыбин ломает хитроумные ловушки палачей,опровергает их догмы, доказывает, что, попирая права человека на мысль, совесть, достоинство, система превращается в факультет ненужных вещей . Арестант Зыбин бросает вызоввсему караульному аппарату.Выстоять емупомогает тот выбор, который он сделал лучше умереть, чем изменить своимнравственным принципам. И еще он думает о суде потомков над его временем и надним лично.

Что же, мы, нынешние судьи , выносим свой приговор Подсудимый Зыбин полностью оправдан. Он немногий из тех, кто достоин носить высокое звание Человека! .Еще более широко и обобщенно тему свободы инеобходимости исследует Василий Гроссман. Роман Жизнь и судьба огромный и по объему, и по количеству действующихлиц, читается удивительно легко ибыстро.Автор рассматриваетсобытия, будто с высоты птичьегополета, но у него зоркие глазаорла, которые видят каждое движение души героев.Критики отмечают, что писатель продолжает традиции,заложенные Войной и миром . Из советских романов, пожалуй,лишь Тихий Дон превосходит масштабностью произведение Гроссмана. Следует также иметь ввиду, что оно осталосьнезавершенным.

ЛевТолстой писал о своей эпопее это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника,это то, что хотел выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.

Думается, и Шолохов, и Гроссман могли бы подписаться под этими словами.Осью повествования романа Жизнь и судьба являются события под Сталинградом. Нописатель смело проникает и в Москву, и в другиегорода, и в фашистский концлагерь, и в застенки бериевских палачей, совершает путешествия во времени. Может быть, главное в романе- это раздумья автора и читателя о свободе и еероли для народа в целом и для каждого человека в отдельности.Степень нравственной свободы не зависит от положения человека в обществе.

Заключенный может быть более свободным, чем палач, лишенный нравственности. Люди, ослепленные идеей, ради которой совершаются преступления, так же не свободны, как и палачи.Как ни странно, но самый свободный человек в романе управдом Греков, окруженный со своим небольшим гарнизоном в доме шесть дробь один . Когда отряд посетил с проверкой политрук Сошкин, возмущению его не былопредела.Особенно непростительнымказалось то, что солдаты говориликомандиру ты и звали Ваней . Сошкин делает вывод не воинскоеподразделение, а какая-то Парижская коммуна . Даже Парижская коммуна ему,коммунисту, кажется опасной! Настолькоруководители привыкли считать, чтолюдьми можно распоряжаться как угодно.

Донесение политрука пошло по инстанциям, вызывая гнев все более высокого начальства. Люди- винтики, вот философия таких,как Сошкин.Сам он тоже винтик, только побольше. Разве можно назвать такогосвободным?Греков же считает, что нельзя человеком руководить, как овцой .Его авторитет основан не только на звании, но прежде всего на опыте, уме, храбрости.Сталин и командование в период отступления летом 1942 года издавали жестокие приказы, оправдывая собственныеошибки.

Но не расстрелами и заградотрядами была выигранавойна. Управдом Греков на примере своего домапоказывает, что можно воевать по-другому. Его бойцы видят свою цель в том, чтобы бить ибить фашистов, хотя и знают, что из дома им не выбраться.Сам командир не желает отвлекаться напустые дела, отказывается делать ежедневные пространныеотчеты.

Да, в гарнизоне Грековапоявились освобожденные люди, там царит дух подлинно дружеской ответственности друг за друга, готовностьпринять удар атак на себя.Как цветок иногда вырастает среди камней, так среди боев расцветаетмолодая любовь Сережи Шапошникова и радистки Кати Венгровой.Греков сам положил глаз наКатю, но, заметив их отношения,совершает благороднейший поступок - отправляет влюбленных из обреченного дома. Кажется и нам, как Сереже, что смотрят на нас прекрасные, человечные, умные и грустные глаза командира.

Мы верим словам Грекова, что он хочет свободы и воюет за нее. Как тут не вспомнить Гете Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!Сегодня много говорят о свободе. Нельзя только забывать, что свобода без правды невозможна. И прав Гроссман, сказав, что трудно житьбез правды либо с обрубленной, подстриженной правдой. Часть правды - это ужене правда.Писатели, рассказавшие нам правду, сделали нас чуточку свободнее.