Общественно-исторические проблемы в литературе

Общественно-исторические проблемы в литературе литературный обзор по произведениям последних лет Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни. В.Г.Белинский. Литература у народа, лишенного общественной свободы, единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести писал в прошлом веке А.И.Герцен. Впервые за всю многовековую историю России правительство дало нам теперь свободу слова и печати.Но, несмотря на огромную роль средства информации, отечественная литература является властительницей дум, подымает пласт за пластом проблемы нашей истории и жизни.

Может, был прав Е.Евтушенко, сказавший Поэт в России - больше, чем поэт На сегодняшней литературе можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно-политическое значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи. Эта формулировка означает, что особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах.

Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое значение. Так, в эпоху упадка крепостничества и дворянства появился целый ряд произведений о лишних людях, в том числе и знаменитый Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова. Само название романа, споры вокруг него показали его общественное значение в эпоху николаевской реакции.Огромное значение имела и повесть А.И.Солженицына Один день Ивана Денисовича, напечатанная в период критики сталинщины в начале 60-х годов.

Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпохи и литературного произведения. Ныне стоит задача- возродить сельского хозяина. Литература откликается на нее книгами о раскулачивании и раскрестьянивании деревни. Теснейшая связь современности и истории даже рождает новые жанры например, роман-хронику и новые изобразительные средства в текст вводятся документы, популярны перемещения во времени на многие десятилетия и другое.То же касается и проблем охраны природы.

Терпеть больше нельзя. Желание помочь обществу заставляет писателей, например Валентина Распутина, переходить от романов и повестей к публицистики. Первая тема, которая объединяет очень большое число произведений, написанных на протяжении 50-80-х годов проблема исторической памяти. Эпиграфом к ней могли бы послужить слова академика Д.С.Лихачева Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека.Память противостоит уничтожающей силе времени.

В этом величайшее значение памяти. Белые пятна образовались вернее, их образовали те, кто постоянно приспосабливал историю к своим интересам не только в истории всей страны, но и отдельных ее районов. Книга Виктора Лихоносова Наш маленький Париж о Кубани. Он считает, что ее историки в долгу перед своей землей. Дети вырастали без знания своей родной истории.Года два назад писатель был в Америке, где встречался с жителями русской колонии, эмигрантами и их потомками из кубанских казаков.

Бурю читательских писем и откликов вызвала публикация романа-хроники Анатолия Знаменского Красные дни, где сообщались новые факты из истории гражданской войны на Дону. Сам писатель не сразу пришел к истине и только в шестидесятые годы понял, что мы вообще ничего не знаем о той эпохе. В последние годы вышло несколько новых произведений, таких, как роман Сергея Алексеева Крамола, но неизвестного еще очень много.Особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора. Огромный труд проделал Александр Солженицын в своем Архипелаге ГУЛАГе. В послесловии к книге он говорит Не потому я прекратил работу, что счел книгу оконченной, а потому, что не осталось больше на нее жизни.

Не только прошу я о снисхождении, но крикнуть хочу как наступит пора, возможность- соберитесь, друзья, уцелевшие, хорошо знающие, да напишите рядом с этой еще комментарий Тридцать четыре года прошло с той поры, как написаны, нет, выбиты на сердце, эти слова.

Уже и сам Солженицын правил книгу за границей, вышли десятки новых свидетельств, а призыв этот останется, видно, на долгие десятилетия и к современникам тех трагедий, и к потомкам, перед которыми откроются, наконец, архивы палачей.Ведь даже число жертв неизвестно Победа демократии в августе 1991 года дает надежду, что архивы скоро будут открыты. И потому видятся мне не совсем верными слова уже упомянутого писателя ЗнаменскогоДа и сколько надо было сказать о прошлом, мне кажется, уже сказано и А.И.Солженицыным, и в Колымских рассказах Варлама Шаламова, и в повести Барельеф на скале Алдан-Семенова.

Да и сам я 25 лет назад, в годы так называемой оттепели, отдал дань этой теме моя повесть о лагерях под названием Без покаяния напечатана в журнале Север N10, 1988 г Нет, я думаю, еще должны потрудиться и свидетели, и писатели, и историки. О сталинских жертвах и палачах написали уже много.Отмечу, что вышло продолжение романа Дети Арбата А.Рыбакова Тридцать пятый и другие годы, в котором много страниц уделено тайным пружинам подготовки и проведения процессов 30-х годов над бывшими руководителями большевистской партии. Думая о сталинском времени, невольно переносишься мыслью на революцию.

И она сегодня видится во многом по-иному. Нам говорят, что русская революция ничего не принесла, что у нас нищета большая. Совершенно верно.Но У нас есть перспектива, у нас виден выход, есть воля, желание, мы видим перед собой путь - так писал Н.Бухарин.

Теперь мы задумываемся что же сделала со страной эта воля, куда привел этот путь и где выход. В поисках ответа начинаем обращаться к истокам, к Октябрю. Мне кажется, что глубже всех исследует эту тему А.Солженицын. Причем эти вопросы затрагиваются во многих его книгах. Но главное произведение этого писателя об истоках и начале нашей революции - многотомное Красное колесо. У нас уже напечатаны части его - Август четырнадцатого, Октябрь шестнадцатого.Печатается и четырехтомный Март семнадцатого.

Александр Исаевич продолжает напряженно трудиться над эпопеей. Солженицын настойчиво не признает не только Октябрьскую, но и Февральскую революцию, считая свержение монархии трагедией русского народа.Он утверждает, что мораль революции и революционеров антигуманна и античеловечна, лидеры революционных партий, включая Ленина, беспринципны, думают прежде всего о личной власти. Нельзя согласиться с ним, но и не прислушаться тоже нельзя, тем более, что писатель использует громадное число фактов и исторических свидетельств.

Хотелось отметить, что этот выдающийся писатель уже дал согласие вернуться на Родину.Сходные рассуждения о революции есть и в воспоминаниях писателя Олега Волкова Погружение во тьму. Автор, интеллигент и патриот в лучшем смысле слова, провел в тюрьмах и ссылках 28 лет. Он пишет За те два с лишним года, что отец прожил после революции, уже отчетливо и бесповоротно определилось круто укрощаемый мужик и несколько мягче взнуздываемый рабочий должны были отождествлять себя с властью.

Но говорить об этом, разоблачать самозванство и обман, растолковывать, что железная решетка новых порядков ведет к закабалению и образованию олигархии, уже было нельзя. Да и бесполезно Такую ли надо давать оценку революции Трудно сказать, окончательный приговор вынесет только время. Лично я не считаю такую точку зрения правильной, но и опровергнуть ее сложно не забудешь ведь ни о сталинщине, ни о глубоком сегодняшнем кризисе.Ясно и то, что изучать революцию и гражданскую войну по фильмам Ленин в Октябре, Чапаев или по поэмам В.Маяковского Владимир Ильич Ленин И Хорошо больше нельзя.

Чем больше мы узнаем об этой эпохе, тем самостоятельнее придем к каким-то выводам. Много интересного об этом времени можно почерпнуть в пьесах Шатрова, романе Б.Пастернака Доктор Живаго, повести В.Гроссмана Все течет и других.Если в оценке революции есть резкие расхождения, то сталинскую коллективизацию осуждают все. Да и как оправдать ее, если она привела к разорению страны, гибели миллионов трудолюбивых хозяев, к страшному голоду И вновь хочется процитировать Олега Волкова о времени, близком к великому перелому Тогда еще только налаживали массовую вывозку ограбленных мужиков в пропасти пустынных раздолий Севера.

До поры до времени выхватывали выборочно обложат индивидуальным неуплатным налогом, выждут маленько и - объявят саботажником.А там лафа конфискуй имущество и швыряй в тюрьму Василий Белов рассказывает нам о предколхозной деревне в романе Кануны.

Продолжением служит Год великого перелома, Хроника 9 месяцев, где описывается начало коллективизации. Одним из правдивых произведений о трагедии крестьянства в период коллетивизации является роман-хроника Бориса Можаева Мужики и бабы. Писатель, опираясь на документы, показывает, как формируется и забирает власть та прослойка на селе, которая благоденствует на разорении и беде односельчан и готова лютовать, чтобы угодить начальству.Автор показывает, что виновники перегибов и головокружений от успехов те, кто управлял страной.

Тема войны, кажется, изучена и описана в литературе досконально.Но вдруг один из самых честных наших писателей Виктор Астафьев, сам участник войны, пишет к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне Полуправда нас измучила Да, трудно отвыкать от привычных образов благородных советских воинов и презренных врагов, десятилетиями складывающихся из военных книг и фильмов.

Вот из газет мы узнаем, что среди немецких летчиков было немало таких, что сбили по 100 и даже по 300 советских самолетов. А наши герои Кожедуб и Покрышкин всего несколько десятков. Еще бы Оказывается, порой советские курсанты налетывали всего по 18 часов - и в бой Да и самолеты, особенно в период войны, были неважные. Константин Симонов в Живых и мертвых прекрасно описал, как гибли летчики из-за того, что наши ястребки были фанерные.Много правды мы узнаем о войне из романа В.Гроссмана Жизнь и судьба, из разговоров солженицынских героев-зеков, бывших фронтовиков, в романе В круге первом, в других произведениях наших писателей. В книгах современных авторов звучит прекрасная тема охраны и сбережения нашей природы.

Сергей Залыгин считает, что перед лицом той катастрофы и той трагедии, которая надвигается на нас, уже сегодня нет более главной и существенной задачи, чем экология.Можно было бы назвать произведения Астафьева, Белова, Распутина в том числе и его последние - о Сибири и Байкале, Айтматова и многих других.

С темой охраны природы тесно смыкаются и нравственные проблемы, поиски ответа на вечные вопросы. Так, например, в романе Чингиза Айтматова Плаха обе темы- гибель природы и безнравственность- дополняют друг друга. Поднимает темы общечеловеческих ценностей этот писатель и в новом своем романе Богоматерь в снегах. Из нравственных проблем писателей сильно волнует моральное одичание части нашей молодежи. Это заметно даже иностранцам.Один из зарубежных журналистов пишет Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь.

Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок- музыки.Возмущением и болью пронизана поэма Андрея Вознесенского Ров, в которой автор ставит к позорному столбу разорителей могил, подонков, которые ради наживы занимаются тем, как пишет поэт в послесловии, что копаются в скелетах, рядом с живой дорогой, чтобы крошить череп и клещами выдирать, коронки при свете фар. До чего же должен дойти человек, как развращено должно быть сознание- восклицает и читатель вместе с автором.

Трудно перечислить все темы, которые прозвучали в лучших произведениях последних лет. Все это свидетельствует о том, что литература наша идет сейчас в ногу с перестройкой, оправдывает свое назначение.