рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сочинения по произведениям русских классиков

Сочинения по произведениям русских классиков - раздел Литература, Сочинения По Произведениям Русских Классиков Россия, Русь! Храни Себя, Храни ...

Сочинения по произведениям русских классиков Россия, Русь! Храни себя, храни по произведениям русских писателей XIX и XX веков Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно.

Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем. У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда.Так, 15-летний юноша Лермонтов писал Я родину люблю. и больше многих . Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России.

Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины. В романтических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом.В частности, в поэме Мцыри герой говорит о том, что он знал одной лишь думы власть , имея в виду думу о возвращении на родину, желая прижаться с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной . Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели.

В стихотворении Листок этот мотив также прослеживается.Листок, оторванный от ветки родимой , засох и увял . Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди зеленых ветвей , райских птиц . Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от страстей и страданий . Так, он сравнивает таких людей с тучами Тучи , которым всего лишь наскучили нивы бесплодные , и они, вечно холодные, вечно свободные , мчатся в сторону южную . Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России.

Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора.Он писал В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем . Стихотворение Родина - выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития.

Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России.По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов ни слава, купленная кровью , религиозными идеалами ни полный гордого доверия покой , а также принципами славянофилов ни темной старины Заветные преданья . Лермонтов утверждает свою любовь это его глубоко личное чувство но я люблю - за что, не знаю сам . Лжепатриотизму он противопоставляет свое чувство, свою странную любовь . Добролюбов писал о Лермонтове Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно . В стихотворении Родина поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России безбрежные леса , разливы рек, подобные морям . Родина - одно из немногих реалистических произведений поэта.

Мы можем найти здесь неприукрашенное описание пейзажа средней полосы России.

Его составляют проселочные пути , белеющие березы , желтая нива , полное гумно . В Родине продолжены слова я мысли Пушкина из главы Путешествие Онегина . Подобно Лермонтову, Пушкин пишет Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор . Родина Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной.Если вначале поэт пишет, что любит - что, не знает сам , то потом конкретизирует отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы.

Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины.Прощай, немытая Россия - смелое обвинение российской действительности, это протест против рабов, господ , против преданности народа голубым мундирам жандармам . Созвучно стихотворению Прощай, немытая Россия и произведение Лермонтова Предсказание , имеющее реальную историческую основу -крестьянские холерные бунты . Оно также направлено против короны царей , против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания.

Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении Как часто, пестрою толпою окружен поэт описывает свое детство в Тарханах, родные все места барский дом , сад, спящий пруд , темную аллею . Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со свежим островком среди пустыни. Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ.Так, в произведении Синие горы Кавказа, приветствую вас он пишет, обращаясь к горам Облаками меня одеваЯй, вы к небу меня приучили а также Как я любил твои горы, Кавказ Восхищался поэт и снегами и далекими льдинами утесов , и путями неизвестными над пропастью , и покрытой льдом безымянной рекой , и чистым воздухом.

Своей малой родиной считал поэт Москву.Так, в стихотворении Москва, Москва он писал Москва- моя родина и такою будет для меня всегда . Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь.

Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни . В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения.Так, в конце стихотворения Осенняя воля Блок восклицает о родине Как и жить и плакать без тебя В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы.

Так, в стихотворении Русь Россия Блока колдовская, таинственная. Она и во сне необычайна , дебрями окружена , в ней народы ведут ночные хороводы , ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях . Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины.В тексте стихотворения встречаются такие сочетания зарево горящих сел , ведьмы тешатся с чертями , девушка на злого друга точит лезвиё , нищета страны родимой и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. В лоскутах ее Руси дохмотий души скрываю наготу , -говорит герой поэта . Блок писал, что в России для него жизнь или смерть, счастье или погибель . И наиболее полно эти чувства отразились в цикле Родина . Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны.

Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине - нечто глубоко личное, как и у Лермонтова.

Блок обращается к родине О, нищая моя страна О, бедная моя жена Осенний день . Чувство его при этом лишено всякой умильности.Он видит не только прекрасные черты и разбойную красу , но и избы серые , лес да поле . Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока избы, крытые соломой . Блоковская Россия начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова вязнут спицы в расхлябанные колеи . Облик России двоится в понимании Блока это страна с лесами да полями , а также красавица-крестьянка с платком узорным до бровей и мгновенным взором из-под платка . В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта.

Так, красота России, по Блоку, буйная, разбойная . Но это положительная черта не пропадешь, не сгинешь ты Родина . Этот мотив не успокоенности ярко прослеживается в цикле Блока На поле Куликовом . Он пишет И вечный бой! Покой нам только снится Покоя нет Не может сердце жить покоем . Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа.

И у Блока, как у Лермонтова, есть предсказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении В огне и холоде тревог . Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее.Пусть день далек , но поэт верит, что новый век взойдет . От картин природы, от образа Русь - жена Блок переходит к конкретному восприятию действительности к воспеванию очистительного пожара революции.

Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что страшный мир погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый старый мир, как пес безродный стоит и мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем . Эти мысли содержатся в поэме Двенадцать . Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии.

М, Ю, Лермонтов Лермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади.Именно поэтому, по словам Герцена, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах и прозе, добавим мы. Роман Герой нашего времени появился в столичных книжных магазинах, когда Лермонтов уезжал на Кавказ во второй раз это было в 1840 году . Читатели отнеслись к этому произведению неоднозначно.

Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно.Критики писали, что Герой нашего времени - плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает в преувеличенном виде презренный характер главного героя, Григория Александровича Печорина.

Также критики писали, что Лермонтов изобразил самого себя в романе. Узнав об этих замечаниях, поэт написал предисловие ко второму изданию, в котором язвительно высмеял попытки критиков поставить знак равенства между автором и Печориным. Также он написал, что Герой нашего времени - это портрет всего поколения молодых людей того времени. Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале Отечественные записки , а потом издал целиком.Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, который поймешь только тогда, когда прочитаешь все части.

Новеллы расположены так, что они постепенно приближают Печорина к читателю вначале дан рассказ о нем Максима Максимыча Бэла , затем он увиден глазами повествователя Максим Максимыч , наконец в журнале дневнике предлагается его исповедь . События переданы не в хронологической последовательности, что тоже входит в художественный замысел.Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя.

Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного Психического склада.Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа портрет, пейзаж, речь героев. Повесть Княжна Мери можно назвать главной в романе, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности Героя нашего времени как психологического романа.

В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к Журналу Печорина сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет история души человеческой . В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги прожитой жизни Зачем я жил? для какой цели я родился быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стрелений - лучший цвет жизни . У Печорина очень сложный характер мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочувствуем, когда он высмеивает аристократическое водяное общество К тому же сразу понятно, что Печорин на голову выше окружающих он умен, храбр, энергичен, образован.

Но он не способен на настоящую любовь или дружбу, хотя сам критически оценивает свою жизнь.

Печорин сам говорил, что в нем живут два человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям, и, с другой стороны, мощный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели - все это свойственно Печорину В романе последовательно анализируются его представления о любви, дружбе.

Печорин как бы испытывается в разных ситуациях в любви к дикарке Бэла , в любви романтической Тамань , в дружбе со сверстниками Грушницким , в дружбе с Максим Максимычем. Но во всех ситуациях он оказывался в роли разрушителя.И причина тому не в порочности Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества. которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание.

Автор не судит своего героя, и тем более не разоблачает, но анализирует. Судит себя сам Печорин.Отмечая социальную направленность романа, Чернышевский писал Лермонтов понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга . Лермонтов не ограничивается зарисовкой водяного общества , он расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести Фаталист и отдельными высказываниями героя.

Пустое, ничтожное, лицемерное - таким представляется дворянское общество в рассказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет Я говорил правду - мне не верили - рассказывает Печорин Мери в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувствами.В повести Бэла упоминается об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница . Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света.

Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни - за пределами этого круга.И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит Действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности для них найти применение своим силам в условиях тридцатых годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания в гордом одиночестве . Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталкивается.

М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинского, внутреннего человека , оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и реалистом- художником, объективировавшим современное общество и его представителей . Сатира Гоголя В 30-е годы прошлого века Россия после недавнего восстания декабристов переживала тяжелую пору николаевской реакции.

В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе.На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения, искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русскою народа.

И вот в эту пору появляется новый молодой писатель, обладающий ярким самобытным талантом - Николай Васильевич Гоголь.Великий сатирик начал свой творческий пуп с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей.

Миргород , Арабески . Ревизор . Женитьба . Нос . Мертвые души - едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стад первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни.Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы Со времени выхода в свет Миргорода и Ревизора русская литература принята совершенно новое направление . Критик считал, что совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла.

Он не льстит жизни, но клевещет на нее он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия . Писатель-сатирик, обращаясь к тени мелочей , к холодным, раздробленным, повседневным характерам , должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к правде. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика.Гоголь все же не отрекся от нею и стал им, взяв девизом к своему творчеству следующие слова Кто же как ни - автор, должен сказать святую правду! Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию крепостною строя, тем самым способствовать движению России вперед.

Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы, в Нежине, писатель имел возможность познакомиться с бытом и нравами провинциальных существователей . жизнь же в Петербурге расширила его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах.

И он во всеоружии приступил к созданию бессмертной комедии Ревизор . Идейно-художественное богатство комедии Гоголя состоит в широте охвата жизни общественных слоев России, показе типичных условий жизни той эпохи и необычайной силе типизации социальных характеров.Перед нами небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни произволом местных частей, отсутствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей.

Манера Гоголя - собрать в одну кучу все дурное в России и разом надо всем посмеяться - обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует пошлость, дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль дворянства.Перед нами проходят яркие образы столпов города , чинящих произвол и самодурство. Гоголь не вывел в своей комедии положительною героя . Положительным началом в Ревизоре , в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал смех - единственное честное лицо в комедии.

Это был смех писал Гоголь который весь излетает из светлой природы человека потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет. заставляет выступить ярко то. что проскользнуло бы. без проницаемой силы, которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека . Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ.

Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостнической Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе.Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством.

Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. По выражению Некрасова. Гоголь проповедовал любовь враждебным словом отрицания . ДЕРЖАВИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии.И закончил путь монументальным восьмистишием, одой На тленность . Он написал оду за два дня до кончины и подтвердил этим, что остался поэтом в мире до гробовой доски.

Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на попытки склонить его к этому вспомним безуспешное увещевание поэта А. В. Храбровицким, статс-секретарем Екатерины II . Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава.В правде черт говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить истину с улыбкой . Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь.

А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне. В сознании своей правоты он обращался в стихах к Богу, к Высшему Судии. Находясь под судом после тамбовского губернаторства, в оде Величество Божие он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть Но грешных пламя и язык Да истребит десницы строга! Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида.После счастливого оправдания Державин обращается еще к одному псалму Милость и суд воспою Тебе, Господи , и под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, используя ту же неисчерпаемую книгу Давида.

В переложении очередного псалма Истинное счастие он вновь обрушивается на беззаконников Они с лица земли стряхнутся, Развеются и разнесутся, Как ветром возметенный прах. Используя псалом в стихотворении Радость о правосудии , Державин говорит Да правый суд я покажу, Колеблемы столпы земные Законом Божьим утвержу В переложении из псалма Доказательство творческого бытия поэт рисует величественную картину мира Небеса вещают Божью славу Нощи нощь приносит весть Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разряженного воздуха.

Но это удавалось ему далеко не всегда. А если удавалось, то оттого, что ногами он всегда крепко стоял на земле.Его чеканное через Юнга восходящее еще к библейскому я червь - я Бог было и метафорой, рисующей образ самого поэта. Ведь о том же позднее говорит и Пушкин, являя поэта, погруженного в заботы суетного света , но с душой, готовой встрепенуться, как пробудившийся орел . Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листа бумаги кисти, пока рисунок не закончен.

Это удалось ему в оде Бессмертие души Как червь, оставя паутину И в бабочке взяв новый вид, В лазурну воздуха равнину На крыльях блещущих летит, В прекрасном веселясь убранстве, С цветов садится на цветы Так и душа небес в пространстве Не будешь ли бессмертна ты? Определив в Доказательстве Творческого бытия гармонию мироздания как главный аргумент Божьего присутствия в мире, Державин живописует его картины с лирическим удивлением перед Творением, перед грозной и прекрасной его тайной, а не просто как созерцатель В тяжелой колеснице грома Гроза, на тьме воздушных крыл, Как страшная гора несома, Жмет воздух под собой и пыль И поит кипят, летят волнами, Древа вверх вержутся корнями, Ревут брега и воет лес Позднее в Памятнике поэт записывает себе в заслугу умение в сердечной простоте беседовать о Боге , в полной уверенности, что Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит Одой Бог он начинает свое собрание сочинений.

Державин всегда отмечал первостепенность для стихотворца религиозной поэзии.

В своем Рассуждении о лирической поэзии Г. Р. Державин писал В духовной оде удивляется поэт премудрости Создателя, в видимом им всем великолепном мире чувствами, а в невидимом - духом веры усматриваемой хвалит провидение, славословит благость и силу Его . У самого Державина Бог - это песнь, и восхищенное любование мирозданием, и определение своего места в нем, это - и удивление перед Создателем и созданием, и своеобразный лирический символ веры. Осмыслив изложенные моменты из творческого поэтического наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он видел прежде всего в посредничестве его между Создателем и людьми.

Державинские представления о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин, явление которого само по себе подчеркнуло правоту державинского гения.

Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России, которое еще с большей лукавинкой улыбалось царям, отстаивая правду на земле, еще более откровенно говорило с Богом и людьми о смысле бытия.

В завершение хочу вновь вернуться к оде На тленность , которой Г. Р. Державин закончил свой творческий и жизненный путь. Ее текст на грифельной доске, написанный рукой поэта за два дня до смерти, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства реки времени . Но звуки его лиры еще слышны, вера в слово крепка, и по-прежнему величественно, красноречиво и прекрасно говорит нам о бессмертии души, об истине и Боге старик Державин . Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления - выступления декабристов в 1825 г Новая общественно-политическая обстановка поставили перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи, которые нашли глубокое отражение в творчестве Гоголя.

Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и Грибоедовым.

Развивая принципы критического реализма. Гоголь стал одним из величайших представителей этого направления в русской литературе.Как отмечает Белинский, Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность . Одной из основных тем в творчестве Гоголя является тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни.

Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и бьет прямо в лоб . Ирония помогла писателю говорить прямо о том, о чем говорить в цензурных условиях было невозможно. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст.Ирония - характерный элемент гоголевской сатиры.

Она присутствует не только в авторской речи, но и в речи персонажей. Ирония - одна из существенных примет поэтики Гоголя, придает повествованию больший реализм, став художественным средством критического анализа действительности. В крупнейшем произведении Гоголя - поэме Мертвые души образы помещиков даны наиболее полно и многогранно.Поэма построена как история похождений Чичикова, чиновника, скупающего мертвые души . Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях.

Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина 1 тома поэмы пять глав из одиннадцати . Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным.В такой последовательности есть своя логика от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.

Открывает портретную галерею помещиков Манилов 1 глава . Уже в самой фамилии проявляется его характер.Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая не многих могла заманить своим местоположением . С иронией описывает автор господский двор, с претензией на англицкий сад с заросшим прудом , жиденькими кустиками и с бледной надписью Храм уединенного размышления . Говоря о Манилове, автор восклицает Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова . Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это приняло у него уродливые формы.

Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией.Он любил поразмышлять и помечтать, при этом иногда даже о вещах, полезных для крестьян. Но его прожектерство было далеко от запросов жизни.

О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал. Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором вечно чего-нибудь недоставало , о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область.Сравнение Манилова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещи-1 ка, а маниловщина - типичное явление этого пошлого мира. Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства.

Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки.

Дубинноголовая помещица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь лишь бы не прогадать . Кругозор и интересы Коробочки не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носит патриархальный характер.Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрева IV глава . Это типичный человек на все руки . В его лице было что-то открытое, прямое, удалое.

Для него характерна своеобразная широта натуры . Как иронично отмечает автор Ноздрев был в некотором отношении исторический человек . Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без историй! Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же просаживает все деньги.Ноздрев - мастер лить пули , он бесшабашный хвастун и несусветный враль.

Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку нагадить ближнему . В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-сихологический тип ноздревщины . В образе Собакевича сатира автора приобретает более обличительный характер V глава поэмы . Он мало похож на предыдущих помещиков это помещик-кулак , хитрый, прижимистый торгаш.Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки.

Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоми- 4 нало его самого. Каждая вещь как бы говорила И я тоже Собакевич . Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью.Чичикову он показался весьма похожим на средней величины медведя . Собакевич - циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других.

Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что кроме Собакевича, никто не понимал сущности негодяя Чичикова, а он прекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени все подлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации.

Этот образ становится последней ступенью в вырождении помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. На всех строениях была заметна какая-то особенная ветхость . Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то бога - того помещичьего хозяйства. Причиной этого является не мотовство и не безделие помещика, а болезненная скупость.Это злая сатира на помещика, ставшего прорехой на человечестве . Сам хозяин - бесполое существо, напоминающее ключницу.

Этот герой не вызывает смеха, а только горькое разочарование. Итак, пять характеров, созданных Гоголем в Мертвых душах , разносторонне рисуют состояние дворянско-крепостнического класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - все это различные формы одного явления - экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.Сатира как творческий принцип Сказки Салтыкова-Щедрина составляют самостоятсльныи пласт его творчества.

За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя 1883-1886 и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мереможстсчитать-ся художественным синтезом всего творчества писателя. Адресовав сказки для детей изрядного возраста , Щедрин сразу же вводит читателя в особую атмосферу своей книги.На этих страницах к детям изрядного возраста , то есть ко взрослым, сохранившим наивные иллюзии прекраснодушного юношества, обращаются сурово.

Им не сочувствуют - их умно и зло высмеивают розовые очки, охраняющие их нежные глаза от суровой действительности, безжалостно разбивают. Сатира Щедрина - особое явление в русской литературе. Смех органически присущ нашей культуре. И если Пушкин мог с полным правом сказать От ямщики до первого поэта Мы асе поем уныло.Грустный вой - песнь русская, то с немсньшими основаниями можно говорить о смехе так же, как и грусть, он свойствен всем - от ямщика до первого поэта . Перу Пушкина принадлежат добрые шутки и резкие эпиграммы то веселостью, то мрачной иронией блещет желчный Лермонтов неразрывно слиты смех и слезы в творчестве великого печальника и сатирика Гоголя смешные - хоть и не всегда симпатичные уродцы сходят со страниц Островского И русский фольклор насыщен смехом от шуток-прибауток до целостной системы смехового мира, глубочайший анализ которого дан Д.С. Лихачевым в книге Смеховая культура древней Руси . Литераторы, принадлежавшие к лагерю революционеров-демократов, культивировали в своем творчестве особую смеховую культуру они отдавали приоритет сатире, призывали высмеивать и бичевать пороки общества, язвы современной жизни . Творчество Салтыкова-Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 60-80-х годов, квинтэссенцией сатирического направления натуральной школы.

Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Гоголя, создавшего сатирико-философскую картину современного мира. Однако и от этого ближайшего предшественника Щедрин бесконечно далек, ибо ставит перед собой принципиально иную творческую задачу выследить, разоблачить и уничтожить.

В.Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве , сравнивая с иным грозным и открытым, желчным, ядовитым, беспощадным . Эта вторая характеристика глубоко раскрывает сущность сатиры Щедрина.

Замечательным подтверждением выглядит такая запись И.С. Тургенева Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова.

Было что-то страшное в этом смехе. Публика, смеясь, в тоже время чувствовала, как бич хлещет ее самоё. Таким образом, для Гоголя смех был путем к нравственному исправлению людей, к возрождению истинной духовности.Салтыков-Щедрин видел назначение сатиры в ином она призвана возбуждать негодование, формировать активных борцов с рабством и деспотизмом.

Не к исцелению России стремился Щедрин, но к полной гибели существующей социально-государственной системы и построению на ее месте новой обратите внимание, как близки его цели базаровским нигилистическим идеям Форма сказки дала Щедрину возможность открыто высказываться по волнующим его и его соратников проблемам. В главе о поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо? мы уже рассуждали о роли и значении жанров фольклора в авторской литературе определили, что фольклорные элементы в рамках авторского произведения не утрачивают своей чужеродности, принадлежности к иному искусству.

И, обращаясь к фольклору, писатель стремится сохранить его жанровые и художественные особенности, с их помощью привлечь внимание читателя к основной проблеме своего произведения. Сказки Салтыкова-Щедрина по жанровой природе представляют собой некий сплав двух различных жанров фольклорной и авторской литературы сказки и басни.Свободная форма изложения, волшебные превращения, место и время действия, определяемые как в некотором царстве и некогда все это заимствовано писателем у жанра сказки.

Однако герои Щедрина вовсе не сказочные - это аллегории, сатирические маски басен, где волк, заяц, медведь, орел, ворона и другие звери, птицы и рыбы явственно принадлежат отнюдь не к животному миру. Следуя традициям Крылова, Щедрин не произвольно надевает на своих персонажей те или иные маски, но стремится воздать каждому по заслугам в его сказках в каждой личине сконцентрированы характерные черты, точно определяющие в своем единстве распространенный социальный или человеческий тип. Вспомним, например, сказку Самоотверженный заяц . Там играют все привычные сказочные и бытовые черты персонажей. Волк и заяц не только символизируют охотника и жертву волк кровожаден, силен, деспотичен, зол заяц - труслив, малодушен, слаб. Но эти образы наполнены злободневным социальным содержанием.

Волк наслаждается положением властителя, деспота За то, что с первого моего слова не остановился, вот тебе мое решение приговариваю я тебя к лишению живота посредством растерзания.

А так как теперь и я сыт, и волчиха моя сыта, и запасу у нас еще дней напять хватит, то сиди ты вот под этим кустом и жди очереди.А может быть ха-ха я тебя и помилую . Посмотрите, этот волк не просто пользуется правом сильного в его образе воплощены черты представителей власти всех уровней - от жандармского хватать и не пущать! до судейского, губернаторского и т.д. манипулирования законом.

Вся волчья семья живет по волчьим законам и волчата играюче жертвой, и волчиха, готовая зайца сожрать, его по-своему жалеет Как тут не вспомнить грибоедовское По-христиански, так, он жалости достоин ! Однако у автора вовсе не вызывает сочувствия заяц - ведь он тоже живет по волчьим законам, безропотно отправляется волку в пасть! Щедринский заяц не просто труслив и беспомощен, он малодушен, он заранее отказывается от сопротивления, облегчая волку решение продовольственной проблемы . И здесь авторская ирония переходит в едкий сарказм, в глубокое презрение к психологии раба. Злое, гневное осмеяние рабской психологии - одна из основных задач сказок Щедрина.

Он не только констатирует эти особенности русского народа - его долготерпение, безответность, не только с тревогой ищет их истоки и пределы, как свойственно было Некрасову.Салтыков-Щедрин безжалостно обличает, едко высмеивает, бичует - ибо видит именно здесь главную беду времени.

Сказки - жанр, доступный народу и любимый им. И именно сатирическая сказка, считал Щедрин, быстрее и эффективнее всего дойдет до народа. Маски животных нужны сатирику не только как аллегория.М. Горячкина справедливо отмечает Щедрин в сказках не только идет по линии наделения животного чертами представителя того или иного класса, той или иной политической партии, но и по линии низведения человека, олицетворяющего враждебную народу силу, до положения хищного животного. К этой мысли сам Щедрин старательно подводит читателя будь он хоть орел, хоть архиорел, все-таки он - птица.

До такой степени птица, что сравнение с ним и для городового может быть лестно только по недоразумению . Это отрывок из сказки Орел-меценат , в которой особенно отчетливо звучит еще одна важная для Салтыкова-Щедрина мысль. Обратите внимание автор делает все для деромантизации, депоэтизации привычных образов.Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой. И стать у орла красоты неописанной, и взгляд быстрый, и полет величественный.

Он не летает, как прочие птицы, а парит, либо ширяет сверх того глядит на солнце и спорит с громами. И теперь я думаю об орлах так Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны.А живут орлы всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют . Для чего потребовалось сатирику это развенчание привычно романтических образов? Он считает пагубным само восхищение хищником, пусть даже хищной птицей.

Разумеется, поэты в образе орла опоэтизировали не пожирателя мышей они создали символ гордого одиночества, мощи, тяги к свободе и т.д. Но при всем том орел не переставал быть плотоядным и все так же, говоря словами Пушкина, кровавую пищу клевал . Вот поэтому-то и возмущает Щедрина любование хищником. Ореолом романтических черт овеян убийца - и автор разрушает ореол.Бог с ними, с птицами - они имеют свое оправдание, что сама природа устроила их исключительно антивегетарианцами.

Но, романтизируя орла, люди одновременно романтизируют и себе подобных - совершающих преступления.Оправдывая орлов - оправдывают властителей, сильных мира сего. И Салтыков-Щедрин саркастически высмеивает это вредное заблуждение , не позволяя видеть в поработителе героя, право имеющего . И нельзя не видеть, что это - его решение наполеоновской темы , что щедринские волк и заяц, орел и мышь, карась и щука иллюстрируют все ту же глобальную, центральную для русской литературы тему, которой Достоевский посвятил Преступление и наказание Тварь ли я дрожащая или право имею . Показательно, к слову, что Достоевский прибег к щедринскому приему, заставив Раскольникова в его теории разделить человечество на Наполеонов и муравейник то есть на людей и насекомых! Сказки о животных - лишь один тип сказок Щедрина.

В сказках другого типа действуют люди Дикий помещик , Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил и др Их персонажи не прикрыты масками зверей, рыб и птиц, и автор использует иные сатирические приемы гиперболу, гротеск.

Герои этих сказок, однако, тоже явлены как маски-символы автор создает собирательные образы социальных типов. Такие сказки, как Добродетели и пороки , Пропала совесть , можно объединить в отдельный цикл аллегорических сказок. Они наполнены большим философским содержанием, сказанное в них соотнесено не только с настоящим моментом, но и с вечными вопросами бытия.Развитие темы маленького человека в творчестве Н. В. Гоголя Тема маленького человека в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя.

Впервые она прозвучала в Медном всаднике и Станционном смотрителе А. С. Пушкина. Вообще же образ маленького человека таков это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью.Порой он способен на протест.

К бунту маленького человека всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях Нос , Невский проспект , Записки сумасшедшего , Портрет , Шинель . Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф.По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут.

Это город, где, кроме фонаря, все дышит обманом . Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.

Одна из наиболее трагических повестей, несомненно Записки сумасшедшего . Герой произведения -Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья его высокопревосходительству , преисполненный величайшего уважения к директору.Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет Какая важность в глазах Не нашему брату чета отзывается о директоре Поприщин.

По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги так считает Аксентий Иванович.Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос Отчего я титулярный советник? и почему именно титулярный советник Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство.

Он думает, почему он так бесправен, почему что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам . По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает Нет, я больше не имею сил терпеть.Боже! что они делают со мною Что я сделал им? За что они мучают меня Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен крик самого Гоголя . Записки сумасшедшего - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость.

Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания маленького человека . Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести Шинель . Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться так говорит о Башмачкине Гоголь.

Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев.Акакий Акакиевич ни одного слова не отвечал и вел себя так, как будто бы никого и не было перед ним , когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки . И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью.

При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал.Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к значительному лицу . Значительное лицо - обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию маленького человека . Из кабинета значительного лица Акакия Акакиевича вынесли почти без движения . Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает сквернохульничать, произнося самые страшные слова . И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели со всех плеч, не разбирая чина и звания . Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось.

Достоевский увидел в Шинели безжалостное издевательство над человеком . Критик Апполон Григорьев - любовь общую, мировую, христианскую . А Чернышевский назвал Башмачника совершенным идиотом . Как в Записках сумасшедшего нарушены границы разума и безумия, так и в Шинели размыты границы жизни и смерти.

И в Записках , и в Шинели в конечном итоге мы видим не просто маленького человека , а человека вообще.Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии.

Поэтому мы не можем ни беспощадно судить маленького человека , ни оправдать его он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь. А.Н. Островский Становление русского национального театра и русской драматургии Драматургия - особый род искусства. Она существует на слиянии литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления Древней российской библиофи-лики , ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отечественной литературе и литературы к самой себе как к самостоятеяьному и самодовлеющему явлению.

Такой вывод сделал Д.С. Лихачев в работе Поэтика древнерусской литературы Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не разделенное по историческим периодам.Коща в сознании читателя авторы и их произведения выстраиваются в хронологической последовательности, это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, и это значит, что процесс развития литературы начал совершаться единым фронтом.

С каких пор мы можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости литературы? Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по собиранию и публикации древних памятников в издании, подчеркивающем это историческое сознание в самом его названии Древняя российская библиофилика . Но сознание исторической изменяемости стиля и языка появляется только в начале XIX в. Пушкин был первым, кто ощутил в полной мере различие стилей литературы по эпохам, странам и писателям.

Он был увлечен своим открытием и пробовал свои силы в различных стилях - разных эпох, народов и писателей. Это означало, что скачок закончился и началось нормальное развитие литературы, осознающей свое развитие, свою историческую изменяемость.Появилось историко-литературное самосознание литературы . Итак, с труда А.Ф. Новикова, появление которого доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо всмотреться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пути, со второй половины XVIII века, начинается новая русская литература.

Примерно тогда же начинается и русский театр его зарождение связано с именем Федора Волкова.Таким образом, лишь к середине XIX века русская литература стала абсолютно самостоятельным фактором мировой культуры, и русская сценическая школа достигла серьезных высот, сформировала важнейшие принципы и постулаты драматического искусства.

Но что из себя представлял репертуар русских театров? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. Горе от ума лишь в 1862 году впервые увидел зритель из всех пьес Н.В. Гоголя в театрах шел только Ревизор драматургия Пушкина и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна.Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное.

Итак, к середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении репертуара она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам. Тяга к драматургии явственна у всех выдающихся русских писателей начала прошлого века. Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуют собой взаимосвязанных явлений.

Они воспринимаются органично лишь взятые в контексте творчества их автора объединение их в некий самостоятельный ряд выглядит механическим. Однако эти блистательные сами по себе пьесы, если и не сделали русского театра , были необходимы становлению русской драматургии. И к середине века русская литература уже была готова к встрече с театром. Надо особо отметить, что не только культурная, но и общественная жизнь страны требовала нового театра и новой драматургии.Конец 50-ых - начало 60-ых годов - это ожидание, подготовка и осуществление важнейших реформ.

В обновленной пореформенной России особую силу обретает общественное мнение большинство впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комментирует А.Аникст Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало другого, является 1855 год - год смерти Николая 1, тридцатилетнее царствование которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни страны.

Отмена крепостного права в 1861 году и сопровождавшие его реформы являлись мерами половинчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, несколько изменилась. Стало возможным более резко изображать зло предшествующего периода. В соответствии с изменившимися условиями и в литературе появились новые веяния.Конец этого периода совпадает с убийством Александра II народовольцами в 1881 году. Время, подлежащее нашему рассмотрению, охватывает четверть века это были годы весьма плодотворные для русской литературы и, в частности, для драмы.

Именно в эти годы русская драма достигает полной зрелости и становится главной силой в театре.Теперь уже не единичные шедевры , а десятки пьес свидетельствуют о том, что появилась своеобразная русская национальная драма, обладающая большим богатством идей и отличающаяся самобытной художественной формой Все эти десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством.

Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства.Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа.

И самое главное - он сформировал нового актера и нового зрителя. Театр Островского - явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре - лицо третьестепенное от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту.Ведь основа любой классической пьесы - диалог.

Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои - идеальные собеседники. Слово - уже само по себе действие. Жизнь - речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне. Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на сцене. Глубокого соразмышления от него еще не требуется.Но к 70-ым годам стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанностью, замкнутостью.

Откровенные признания уступают место наме-кам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и образы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драматургии - театр Чехова.Справедливо отмечает Л.М. Лотман Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте, как форме борения личности с порабощением человека общим порядком бытия , о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического - все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего к концу XIX - началу XX века. СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО ГРОЗА . ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА Драма Гроза была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге 1856-1857 гг но написана в 1859 году. Гроза как писал Добролюбов без сомнения, самое решительное произведение Островского . Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.

Среди всего написанного Островским Гроза является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества.

Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как Недоросль , Горе от ума , Ревизор , Борис Годунов и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок темного царства , где нагло попирается в людях человеческое достоинство.

Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды.

Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой.С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь.

Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство.

На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Каба-нихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты . Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины Какая я была резвая, а у вас завяла совсем Такая ли я была? 1 Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью.

Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с на-хлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем.Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом темного царства . Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает . Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым.Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь.

Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности.Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца темного царства . Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения . Далее Добролюбов называет Катерину лучом света в темном царстве . Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак темного царства . В ее трагическом конце, по словам критика, дан страшный вызов самодурной силе . В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Женские образы в романах И. С. Тургенева Отцы и дети и И. А. Гончарова Обломов Романы Тургенева и Гончарова, помимо своей художественной красоты, замечательны тем, что заставляют задуматься читателя над теми аспектами жизни, о которых ранее он и не размышлял.

Невозможно отрицать, чт сквозь проблематику романов, внешние обстоятельства, непосредственность чувств просвечивают проблемы личности.Это ощутимо настолько, что главные действующие лица в нашем воображении начинают действовать самостоятельно.

Мы пытаемся сравнивать их, искать жизненные аналогии, сопереживать им. Образы героинь в обеих книгах можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отдаются авторами женщинам обычным, традиционным, их образы противопоставляются главным героиням книг, тем самым подчеркивается необычность женщин первого плана. В романе Тургенева образом нежной традиционности , женской обычности можно назвать Фенечку.

Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке.Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Вспомним эпизод в беседке с Базаровым разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту не сомневался. что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь.

Аналогом Фенечки в романе Гончарова является, без сомнения, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она тоже живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород, диванов, клеток с канарейками, ее не волнует все происходящее сверху, снаружи этого микробытия. Но нельзя отрицать, что и Фенечка, и Агафья Матвеевна достаточно поэтичны.Их любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенна.

Вспомним момент жизни Обломова, когда он был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, тогда, именно тогда, его спасала любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека.В частности, можно вспомнить страницы четвертой части романа Обломов , эпизод грусти Пшенииыной по умершему Илье Ильичу.

Вот как описывает переживания Агафьи Матвеевны Гончаров После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем . Она только сильнее замыкалась в себе. Разве примитивная, неразвитая духовно натура была бы способна на такие сильные чувства? Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына.

Возможно, в этом и заключается разгадка мезальянса Обломова и Пшеницыной. Необходимо заметить, что одна из героинь второго плана романа Тургенева, Кукшина, не похожа на вышеописанных женщин. Это персонаж, на котором лежит тень эмансипации, философские идеи слышатся в ее речах.Но это лишь тени и призраки, Кукшина принадлежит к высшему свету, но она пуста и, в конечном счете, глупа.

Она вряд ли понимает то, что читает, вынося из глубоких философских книг только названия и им

– Конец работы –

Используемые теги: Сочинения, произведениям, русских, классиков0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сочинения по произведениям русских классиков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Несколько сочинений по произведениям русских писателей
Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же,… Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных… Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди…

Что и как читали герои русской классики?
В романе «Евгений Онегин» главный герой получил блестящее образование. Владимир Ленский привез «учености плоды» из Германии, где воспитывался на… Разница двух героев накладывает свой отпечаток и на их отношение к чтению и книгам.Штольц проявлял активное желание…

Классики русской философии и европейская философская традиция
Да и как могли бы христиане, не рассуждая, исполнить завет апостола: "будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать… Напротив, у П. Е. Астафьева, А. А. Козлова, В. А. Снегирева и других мы… Время "корифеев" с трещинами в рассудке наступило несколько позже Нетрудно, однако, заметить, что ряд классиков…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Человек в огне Гражданской войны (по произведениям русской литературы XX века)
Однако мне более интересна точка зрения писателя — сторонника революции. Действительно, интересный феномен: человек, воспитанный в традициях русской… Они абсолютно разные люди: Морозка шахтер во втором поколении, а Мечик… Жизнь казалась Морозке простой, немудрящей. Когда Мечик стал равноправным членом отряда, он сразу же разочаровался.…

Русский национальный характер (в трудах русских философов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…

Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики
Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…

Литература русского зарубежья первой половины XX века (По произведениям В. В. Набокова)
Он - видный русский и американский прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произведениями других жанров один… И лишь спустя много лет нам повезло случайно наткнуться на этот удивительный… Нам уже мало просто увидеть, нам хочется понять. Но тут-то мы и натыкаемся на прозрачную стену, которой окружил себя …

0.057
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русский выбор, или основополагающие идеалы русского национального сознания Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как "земные", так как они являются производными от желаний самого человека. И, наконец, идеалы,… Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в… Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже - земные идеалы оказывались в гармонии с …
  • Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский… Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями,…
  • РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"
  • Общая характеристика Русской правды, её значение в истории русского права До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции Краткая, Пространная и Сокращенная.Древнейшей… Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что Права отнюдь не… По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы…
  • Литература русского зарубежья первой половины XX века (По произведениям В. В. Набокова) Он - видный русский и американский прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произведениями других жанров один… И лишь спустя много лет нам повезло случайно наткнуться на этот удивительный… Нам уже мало просто увидеть, нам хочется понять. Но тут-то мы и натыкаемся на прозрачную стену, которой окружил себя …