"О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!" (тема Родины в поэзии А. А. Блока)

О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь! тема Родины в поэзии А. А. Блока В наше время, когда часто можно услышать об винения вадрес совковии , когда многие тол пами бегут из нищей России вблагословенный западный рай, так и хочется обратиться к со отечественникамсловами Блока Полюби эту вечность болот! Властитель дум поколения Сереб ряноговека, как никто другой любил несчастную, израненную, но не сломленную душуРоссии. Тема родины пронизывает все творчество поэта.Именнобезграничная любовь к России рождала в нем веру в скифов , сзывающих насветлый братский пир .Находятся те, кто обвиняет русскую интелли генцию XIX и начала XX века втом, что она во влекла Россию в пропасть, опьянила ее призыва ми отринутьстарое и создать новое.

Но мы не имеем морального права обвинять А. Блока, В.Брюсова, С. Есенина и других, тех, кто искрен не верил в гуманность народнойдуши, в мистичес кую всепобеждающую тайну России.Ощущением необычайной таинственности про никнутостихотворение Блока Русь . Поэт рису ет образ бескрайней родины, которая самане знает своих пределов.

Ее населяют и вполне реаль ные разноликие народы , ибудто пришедшие из древних поверий ведуны с ворожеями . Великий смысл кроетсяв символическом образе поэтичес кого вдохновения, которое посещает поэта накладбище, куда протоптал он тропу печальную, ночную . Когда читаешь этистроки, представля ются могильные плиты могучих сынов России, предшественниковавтора.Нельзя быть поэтом без роду, без племени . Духовные силы предковокрыляют лирического героя, наделяют его незапятнанной первоначальнойчистотой , искрен ностью, бескорыстием.Поэт неотделим от родины, и это родство позво ляет емупочувствовать таинственное стихийное возмущение, зреющее в недрах ее души.Попытка постичь великую тайну России через ее связь спрошлым звучит и в поэтическом цикле Город . В стихотворении Поединок противо стояние Петербурга и Москвы видится поэту как борьба Деда веселогоцаря с зловонным ка дилом и Ангела, Мученика, Посланца , Светлого Мужа .В поединок вступает Петр, со здавший город торговли и Георгий Победоно сец, кем возвысилась Москва . Именно первый русский император, проповедовавшийзападную культуру, на взгляд поэта, наводнил Россию оча гами угнетения иразврата бездушными фабрика ми, где уничтожается уникальность человеческойдуши.Но есть и другая Россия Россия колоколен,разглашающих веселый звон , Россия, укрытая от растления прозрачнымпокрывалом Лучезар ной Жены . Так символически видится Блоку древняя Москва,сохранившая наивную искрен ность и чистоту души русского народа.По предвидению автора Поединка , победа за Москвой,за древней неиссякаемой русской куль турой.Тревога за Россию подвигла Блока обратиться к Двенадцати и Скифам . Не все принимал он, гуманист по натуре, в образахносителей новой идеи.Поэт проецирует тревожные события прошлого насовременность и провидит еще предстоящие мятежные дни. Степная кобылицанесется вскачь , и этот стремительный бег рождает в душе лирического герояодновременно и тревогу за судьбу Отечества, и веру в его неизбывную мощь ичистоту.В Двенадцати и Скифах Блок воспел сти хиюреволюции, но не разрушительная, а сози дающая ее сила принималась поэтом.

Онвидел и темное, и светлое, таящееся в идее революции.

Но слишком велика былаего надежда на возрожде ние России, чтобы мрачные настроения смогли по бедить вего лире. Хотелось бы, чтобы современная Россия смогла породить поэта,способного обратиться к миру так, как это сделал Блок Россия Сфинкс, ликуя и скорбя,И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит, глядит в тебя,И с ненавистью, и с любовью.