Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита")

Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова по роману Мастер и Маргарита Наверное, любому человеку, хоть немногоприобщенному к духовному опыту предшествую щих поколений, свойствен поискнекоего при станища в этом безграничном пространстве, ог ромной частью которогоявляется религия.Духовно-религиозные искания для людей твор ческих это знак,которым отмечены их творе ния. У писателя носителями этого знака являют сягерои его книг. Герои большинства произведений М. А. Булга ковареалистичны и современны автору.

Фантастико-историческо-аллегорический роман Мас тер и Маргарита дает большие возможности понимания воззрений и поисковавтора. Введе ние плана исторического Пилат и Иешуа позво ляет писателю ичитателю размышлять о про блемах выбора, ответственности и наказания и,главное, переосмысливает Евангельскую исто рию. Введение в реальнуюсовременность фантастико-метафизических героев Воланд и его свита дает толчокк поиску Истины Мастеру, Маргарите и Ивану Бездомному.Еще одна линия исканийсвязана с вечной любовью Мастера и Маргариты.Герои ищущие это Пилат, Мастер, Маргари таи отчасти Иван Бездомный.

Маргарита и Иван менее первых, ибо для Маргаритыглавное при обретается после встречи с Мастером, а Иван, идущий к истине несамостоятельно, а ведомый страшными чудесами и случайными встречами, не познаетее до конца.Нужно отметить, что между Пилатом и Мастером устанавливаются до полнительныеотношения Творца и творения, поскольку для данного произведения Пилат являетсяеще и героем романа Мастера.

Поэто му наибольшая смысловая нагрузка именно нанем. Библейский Пилат после осуждения Христа наказнь умыл руки, показав тем самым, что за кровь Христа ответствен не он, а иудеи.Пилат булгаковский ответственности за смерть Иешуа снять со своей души не смог.Но дело здесь даже не в крови невинного. Пилат увидел в подсудимом свет исти ныи, потеряв его, мучается не только духовно.У Пилата была возможность спастиИешуа он ею не воспользовался и потому ответствен за свой выбор и наказан занего бессмертием.Булгаков переосмысливает Библейский сюжетне только на примере Пилата.

У него другой Хрис тос, не Богочеловек, а всеголишь Тот, Кто знает и несет Истину. Его образ лишен чудесного, в от личие от Воланд а, который является в романе не абсолютным Злом, но карающим мечом правосу дия,прокладывающим дорогу к познанию Исти ны.Искания Мастера это искания всякого писа теля,равно как и любого творческого человека.Он проходит испытания главным в егожизни романом и любовью, не выдерживая, кажется, даже второго, потому чтоне выдерживает первого, сжигая рукопись.

Но для Булгакова важно, что рукописине горят и вечная любовь существу ет, потому что есть надземная, Высшая сила,ко торая спасает книгу и дарует Мастеру счастье с любимой женщиной, ибо,написав свой роман, Мастер заранее заплатил за все.Перераспределяется у Булгакова соотношениеСвета и Тьмы на земле, в частности в России.В основной массе человеческаянатура столь нелице приятна, что сам Сатана становится пророком Ис тины.Царство бездуховности и лжи на земле эта мысль проходит через весь роман.

Каждый получает то, что выстрадал , такможно трактовать финал романа. Прощенный в ночь на воскресенье жестокийпятый прокура тор Иудеи, всадник Понтий Пилат уходит по лунной дорожке,беседуя с Иешуа. Кто-то от пустил на свободу Мастера , даровав ему и Мар гаритене Небесный, но его собственный и Мар гариты рай полное спокойствие.ИванБездо мный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, чтоон хочет знать, мучаясь и сомневаясь лишь в дни полнолуния.

А для само гоБулгакова рукописи по-прежнему не го рят . Эта главная истина для писателяпроверена временем на примере его произведений.