Фантастическое и реалистическое в произведениях М.А. Булгакова

Фантастическое и реалистическое впроизведениях М.А. БулгаковаПроизведения М. А. Булгакова отличаютсяочень естественным переплетением в повествова нии планов реального ифантастического.Булгакова нельзя назвать писателем-фантас том,как, например, братьев Стругацких.Но по вести Собачье сердце и Роковыеяйца , безус ловно, будут отнесены к области научной фантастики роман Мастери Маргарита роман притчевый, философский, в котором сильно скорееметафизическое начало традиционно классифицируется как фантастический.Фантастика для Булгакова, научная или мис тическая,не самоцель.

В первую очередь для него важно осмысление картины человеческойжизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного отСатаны и светлого Божеского начала. Все остальное это лишь средства дляраскрытия и более полного освеще ния замысла.В Собачьем сердце реальным становитсято, что с научной точки зрения пока еще невозможно профессор медицины Ф. Ф.Преображенский со здает искусственного человека, своеобразного но вогогомункула, за которого, как создатель, несет ответственность.

Душа Шарикова поле битвы между профессором и Швондером, представите лем нового строя иполного отсутствия культуры. В конечном счете Швондер оказывается властите лемдуши Шарикова, который пополняет легионы новых людей.Фантастические событиясоздания и разрушения жизни пусть и неприятного, но все же человека являютсядля Булгакова средством обозначить в своеобразной аллегорической формеволнующие его проблемы судьба России, взаимо отношения Творца и творения,культуры Филипп Филиппович и антикультуры Швондер , вечная битва Света иТьмы и осмыслить их. Мастер и Маргарита роман более объ емныйи многоплановый.

В нем соединяются и пе реплетаются три пласта реальный,метафизи ческий фантастический и исторический. Последний можно назватьирреальным по отно шению к основному романному действию, по скольку Евангелиеот Воланда является еще и книгой Мастера.В романе нет границы между реальностью ифантастикой.Она стерта или, лучше сказать, раз рушена вторжением в реальныймир персонажей мистико-фантастических Воланд и его свита, Понтий Пилат, Иешуаи его посланец, а также гости на балу у Сатаны.Стираются в романе и временные границы, ко торые,впрочем, оказываются литературными гра ницами роман Мастера .Наиболее интересен и важен момент пришест вияВоланда на землю.

Сам по себе являющийся Властелином Тьмы и соответственноносителем зла, он, вступая в контакт с представителями че ловеческого рода,оказывается Судией, восстанав ливающим истину и наказывающим во имя ее. Припомощи этого приема Булгаков говорит о тем ной человеческой природе, посравнению с кото рой сам Сатана становится пророком истины.Переплетение фантастического и реальногосо здает в романе глубокий пласт философского смысла.

С его помощью Булгаков впритчевой форме переосмысливает глобальные проблемы и переоценивает догматичныеценности.Это услож няет восприятие, но и дает возможность читателю и авторурасширить сферу осмысляемого и увели чивает возможные оттенки смысла.

Тяготение М. А. Булгакова к притчевойформе повествования и объясняет столь масштабное со единение в егопроизведениях реальных событий и героев и персонажей фантастико-аллегорических.