рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фантастическое и реалистическое изображение действительности в творчестве Н.В. Гоголя.

Фантастическое и реалистическое изображение действительности в творчестве Н.В. Гоголя. - раздел Литература, Фантастическое И Реалистическое Изображениедействительности В Творчестве Н.в....

Фантастическое и реалистическое изображениедействительности в творчестве Н.В. Гоголя.Фантастика это особаяформа отображения действительности, логически несовместимая с ре альнымпредставлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре,ис кусстве и в особых, гротескных и сверхъестест венных , образах выражаетмиросозерцание чело века.В литературе фантастика развивалась на базеромантизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя,действую щего в исключительных обстоятельствах. Это ос вобождало писателя откаких-либо ограничиваю щих правил, давало ему свободу в реализации творческихвозможностей и способностей.

Види мо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который ак тивноиспользовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистическихпроизведениях.Н. В. Гоголь исключительно самобытный, национальныйписатель.Он создал пленитель ный образ Родины, обращаясь не только к моти вамнародных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни.

Сочетаниеромантическо го и реалистического становится важнейшей осо бенностьюпроизведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта,коми ческие эпизоды, национальные подробности удач но сочетаются с лирическоймузыкальностью, свойственной романтизму, с условным лиричес ким пейзажем,выражающим настроение, эмоци ональную насыщенность повествования.Нацио нальныйколорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свиде тельствуюто становлении в творчестве Н. В. Гого ля национального, самобытного начала.Наиболее ярко эта особенность писателя отра жена в егозамечательных Вечерах на хуторе близ Диканьки . Здесь фольклорная демонологияи фантастика предстают то в гротескном виде Пропавшая грамота , Заколдованное место , Ночь перед Рождеством , то в трагически ужас ном Страшная месть . Фольклорное начало прослеживается и в сюжете повестей, и всути конфликта это традиционный конфликт, за ключающийся в преодолениипрепятствий, стоя щих на пути влюбленных, в нежелании родствен ников выдатьдевушку за любимого человека.

С помощью нечистой силы эти препятствия, какправило, преодолеваются.

Так, кузнец Вакула летит на черте в Петербург зацарицыными черевичками Петро с помощью нечистой силы добы вает клад, которыйдает ему возможность жениться на Параске Левко, благодаря покровительству ру салочки,находит свое счастье с Ганной.В отличие от многих романтиков, у которыхфантастическое и реальное резко разделены и су ществуют сами по себе, у Гоголяфантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического илисатирического изображения ге роев, она основана на народной стихии.

Его Соло-ха Ночь перед Рождеством разъезжает на по меле, заигрывает с чертом, сдьячком. Она и ведьма, и в то же время бойкая и ловкая деревен ская баба,которой завидуют другие женщины.Солоха показана Гоголем с лукавой насмешливос тью,благодаря чему фантастика воспринимается как условный гротеск, юмор,переключается в бы товой, сатирический план.Таков же и образ черта, совмещающий в себе реальные человеческиечерты с фантастическими.

Он перепрыгивает с одного копытца на другое и дуетсебе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки . В этом образенет ничего мистического, таинственного, он воспринимается как пародийный образ,он реален.Поджариваю щий в аду грешников черт сравнивается с бабой,поджаривающей на Рождество колбасу .Особенность гоголевской фантастики в том, что онаоснована на сближении людских персонажей с нечистой силой . Так, черт в Ночиперед Рож деством описывается как пародия на чиновника сзади он былнастоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такойострый и длинный, как теперешние мундирные фалды .Обращает на себя внимание и такая особен ностьгоголевских повестей в Вечерах время действия.

События изображаются илипримени тельно к прошлому, или применительно к настоя щему. В повестях опрошлом Пропавшая грамо та , Вечер накануне Ивана Купала , Страшная месть и др. фантастика открыто вмешивается в сюжет, она персонифицирована, этообразы, в ко торых воплощено злое начало черт или люди, вступившие с ним всговор. Причем фантастичес кие события сообщаются или автором-повествова телем,или персонажем-основным повествовате лем, делающим ссылку на очевидцев деда,тетки деда и пр. .В произведениях, относящихся к современнос ти,фантастическое представляется иначе.

Здесь прямого указания на нереальностьсобытия нет. Наоборот, создается впечатление, что автор стара ется затушеватьэту нереальность, сгладить у читателя ощущение нереальности события.

Напри мер,в Сорочинской ярмарке о слухах говорят персонажи, а о действительных странностях повествователь.Почти сразу, с началом повество вания, средиперсонажей возникает ожидание чего-то страшного, какой-то беды. Оказывается,под ярмарку отвели проклятое место . Все это сообщается пока в форме слухов.Затем происхо дит невероятное в окно выставилась страшная свиная рожа, уЧеревика вместо коня привязана красная свитка и т. д. Да и портрет цыганакакой-то необычный это бродяга, жулик, но в нем есть и черты страшногочеловека, напоминающего злую силу , похожего на колдуна.Двойствен и образ Хиври описание ее напоми наетведьму, хотя Гоголь ни разу не сказал об этом прямо.

Таким же образом построенафантастика и в Майской ночи .Гоголевская фантастика построена на пред ставлении одвух противоположных началах добра и зла, божеского и дьявольского как и внародном творчестве , однако собственно доброй фантастики нет, она всяпереплетена с нечистой силой . Единственное в этом отношении исключе ние русалочка в Майской ночи . Но и она существо страдающее, она не можетпротивосто ять дьявольской силе. И только с помощью Левко русалка побеждаетведьму-мачеху.Следует отметить, что фантастические элемен ты в Вечерах Н. В. Гоголя это не случайное явление в творчестве великогорусского писателя.

На примере почти всех его произведений просле живаетсяэволюция фантастики, совершенствуют ся способы ее введения в повествование.

Исовер шенствование это идет по линии завуалирования конкретных носителейсверхъестественной силы. Примером тому может служить реалистическая повесть Нос .Тема этой повести потеря персонажем части своего я в результате действия нечис той силы . Организующую роль в сюжете играетмотив преследования, хотя конкретного воплоще ния сверхъестественной силы вповести нет. Кто виновник таинственного отделения носа Ковале ва не указано.Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается.

Тайна за хватываетчитателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигаеткуль минации, а разрешения этой тайны нет даже в фи нале. Таинственным являетсяне только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно.Неожиданным предстает и финал повести Но здесь происшествие закрываетсятуманом, и что далее произошло, решительно ничего не извест но .Таким образом, в повести идет своеобразноепереплетение фантастического и реального плана, причем реальный планвоплощается в известной уже ранее форме слухов, о которых автор постоян ноупоминает.

Это слухи о том, что нос то прогу ливается по Невскому проспекту, топо Таврическому саду, то он будто бы находился в магазине и т. п. Для чеговведена такая форма сообщения? Сохранив форму таинственности, автор высмеива етносителей этих слухов.Многие критики отмечали, что повесть Нос ярчайшийобразец гоголевской фантас тики, пародия, прекрасная насмешка над всемисовременными предрассудками и верой в сверхъ естественные силы.Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н.В. Гоголя это один из способов сатирического изображения многих пороков об щества,один из способов утверждения реалисти ческого начала в жизни.

– Конец работы –

Используемые теги: Фантастическое, реалистическое, изображение, действительности, творчестве, Гоголя0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фантастическое и реалистическое изображение действительности в творчестве Н.В. Гоголя.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Фантастическое и реальное в творчестве Н.В.Гоголя
На этой основе и возникает очень своеобразная гоголевская фантастика, уходящая корнями в глубины народной культуры. Гоголь был не только реалистом,… Исследованием его литературного наследия занимались множество людей творческих… К счастью, этого не произошло. Читатели получили более многопланового писателя, чем это ожидалось по его первым…

Эволюции реалистического метода в творчестве Диккенса на примере романов "Приключения Оливера Твиста" и "Большие надежды"
Не только в Англии, но и в Германии, Франции, России очень скоро после выхода в свет пер¬вых книг Боза (псевдоним молодого Диккенса) заговорили об… Это обстоятельство было отмечено еще Ф. М. Достоевским, который писал: « мы на… Так, Чернышевский видит в Диккенсе «защитника низших классов против высших», «карателя лжи и лицемерия». Белинский…

Изображение Москвы в творчестве Марины Цветаевой
Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то,… Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов,… Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное… Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая… Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой…

Романтические мотивы в творчестве Гоголя Н.В., все о "Страшной мести", произведении из цикла "Вечеров на хуторе близ Диканьки"
Хочу сразу оговориться, что мы не претендуем на абсолютную полноту предоставленного материала - это всего лишь статья Но прежде, чем начать… В деле же исследования поэтики Гоголя советской эпохи не было практически ни… И вот в конце 80-х - начале 90-х годов вышел труд известного исследователя Юрия Манна Поэтика Гоголя , который мы…

Характеристика творчества Н.В. Гоголя на примере пьесы "Ревизор"
Она заполняет духовную нишу, отвечая за внутренние запросы личности.Именно литература формирует индивида, способного решать творческие задачи,… Соответственно возрастает требование к читателю, качеству чтения. Как… Эстетическая, поэтическая сложность художественного мира писателя XIX века создает при чтении содержательные и…

Мир запорожцев в изображении Н.В.Гоголя
Она раскрывает такие понятия как честь, патриотизм, храбрость (которых так не хватает в современном обществе), а с другой стороны жестокость и… Главный герой повести – Тарас Бульба. Именно на таких казаках, по “версии” … Остап упрям, смел, продолжатель дела отца. Андрий напротив – нерешителен, робок. Образ Тараса Бульбы и его сыновей…

Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова
Простейшим примерам в живописи может служить карикатура, в которой художник изображает реальное и известное лицо и вместе с тем настолько… При этом преувеличение, характерное для карикатуры это преувеличение особого… Для того чтоб сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых говорил Щедрин чтоб она…

Дифракционная структура изображения. Критерии качества оптического изображения
Критерий Релея гласит, что при провале в распределении интенсивности в изображении двух близких точек в 20% точки будут восприниматься как… Разрешающая способность R определяется как максимальная пространственная…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор" Припомощи смеха, беспощаднойсатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию,произвол властей, невежествои… Открыв первую же страницу комедии и узнав, что,например, фамилия… Городничий Хоть и взяточник, но ведет себяочень солидно , Анна Андреевна Воспитанная вполовину на романах и альбомах,…
  • Гражданственность творчества Гоголя Не менее бездушны представители светского общества из по вести Шинель . Разве не достойны они обличительного слова Гоголя как гражданинапотрясала… Хотя это входит в прямую обязанностьгосударственных людей.По количеству… Вот почему нам так дорог великий писатель-гражданин, незахотевший мириться с печальными явлениями русской жизни того…
  • Тема "маленького человека" в творчестве Гоголя IV Выводы автора реферата. Аннотация. Данная работа направлена на раскрытие идеи маленького человека русским… Маленький человек- представитель демократических слоев, человек из народа- с благословения Пушкина, Гоголя и Белин-…
  • Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного в творчестве А. К. Толстого Особенности его отношения к эпохе Ивана Грозного. 6 Глава 2. Изображение эпохи Ивана Грозного в лирике А. К. Толстого. 14 Глава 3. Трагическое… Многообразен и значителен вклад Толстого в русскую литературу. Тонкий и… Он оставил в наследство своим соотечественникам - писал И. С. Тургенев прекрасные образцы драм, романов, лирических…
  • Сатирическое изображение русской действительности 30х годов в романе "Мастер и Маргарита" Поэтому люди, лишенные веры,скатывались вс ближе ко злу. Но остались люди верные добру. Они пытаютсяпротивостоять злу, как, например Мастер. Он… Образом МастераБулгаков поднимает проблему творчества в 30е годы. Так же… Третий год вношу денежки, чтобы больную базедовойболезнью жену отправить в этот рай, да что-то ничего нового на волнах…