Гуманизм романов Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

ГУМАНИЗМ РОМАНОВ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Центральнойпроблемой романа Достоевского Преступление и наказание являетсяобъяснение причин преступления Раскольникова.Почему образованный, добрый исовестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил зверское убийствостарухи-процентщицы и ее сестрицы Лизаветы? Причем даже на каторге неиспытывает раскаяния в содеянном, хотя и явился с повинной.Литературоведы-марксисты давали много длинных и замысловатых объяснений этому.Однако ответ, даваемый и этим романом, и всей личностью, и всеми духовнымиисканиями Достоевского, очень прост.

Причину раскольниковского поступка автор видит в том, чтобывший студент не верует в Бога. Поэтому и убил. Конечно, столь лаконичнойформулировки этого ответа нет в тексте романа, но весь художественный стройэтого произведения, считающегося самым совершенным творением Достоевского,многочисленные намеки и раскавыченные цитаты из Священного Писания, скрытыеевангельские образы все это утверждает именно эту неожиданно простую инезамысловатую истину.

Ведь Бог это не только мифический владыка небесный.Бог обозначает наличие в голове, а главное, в сердце человека непреложногозакона любви, добра и красоты. Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смыслфамилии героя он от бога и божьего мира откололся. Есть и еще один смысл.Егораскрывает раскольниковскос орудие убийства топор, к которому звали Русь всвоих прокламациях революционные демократы во главе с Чернышевским, т.е. к кровавомуи беспощадному бунту.

Его Раскольников не стал дожидаться и совершил свой бунт,орудие для него он выбрал в соответствии с духом времени, с призывами самыхпередовых тогда политических сил. Раскольников студент-шестидесятник, из передовых кругов,близких к нигилистам, к новым людям . Таков и его друг Разумихин, нообоих не во всем устраивают идеи и методы учебника жизни ,оставленного репрессированным Чернышевским романа Что делать? Каждый из друзей ищет свой путь. Итак, роковое имя вождя революционеров и егонового революционного завета произнесено. Чернышевский с его романом вотпротив кого, вернее, против каких идей направлена полемическая сторона Преступления и наказания . И топор в руках Раскольникова не естьорудие уголовного деяния.

Раскольников не уголовный преступник. Кстати,совершенно безосновательно усматривать в Преступлении и наказании черты детективного жанра.Раскольниковский топор орудие социального протеста,идейного и политического бунта. Раскольников герой идеологический, егокровавое деяние имеет идейно-политический смысл.

В таковом качестве убийца играбитель Раскольников, прежде всего, бескорыстен. Мотивы его преступлениянепростые, это сразу понимает, впервые его увидев, проницательный ПорфирийПетрович. Берясь за топор, Раскольников хотел разрешить множество проблем имучивших его вопросов.Поэтому ниточкой для его разоблачения ПорфириемПетровичем стала написанная Раскольниковым некоторое время назад статья, вкоторой он изложил часть своей очень стройной и внутренне логичной теории.

Восновании теории лежит резкое неприятие окружающего Родиона Романовичасоциального бытия. Развитие капиталистических отношений четко делило мир нахозяев, сильных и властных, и зависящих от них несчастных жертв эксплуатации инасилия. Картины всего этого Раскольников видит повсеместно и ежеминутно. Какпомочь людям, униженным и оскорбленным существующим порядком вещей?Разбить этот порядок.Но трудно начать нет денег, нет средств, чтобыпродолжить обучение на юрфаке, сам голодный и дурно одет, родственники впоследней крайности, готовы на страшные жертвы.

Прежде чем спасать всехбедствующих, нужно спасти себя и самых близких. Нужен первоначальный капитал. Ивот Раскольников идет к старухе-процентщице с топором под мышкой. Но капиталпотребен лишь первоначальный. Впереди великие дела по спасению всегостраждущего человечества.Поэтому у похода к старухе есть и другая цель проверить, способен ли ради великой социальной миссии переступить через кровь,сделать черное дело. И тут начинается нравственная арифметика.

С одной стороны,старушка Алена Дмитриевна гадкое и жалкое существо, сама кровопийца еще та.Раздавить же ее, как вошь, и смыть с себя злодейство будущими благими делами! Тем более, с другой стороны, перед глазами великие примеры людей, которые,подобно Наполеону, свободно распоряжались судьбами и жизнями миллионов радиреализации своих всемирно-исторических планов, переступая через кровь истрадания других.Но проба не удалась, несостоявшегося спасителя человечества замучиласовесть после первой же пролитой крови, и он не выдерживает отчужденности отлюдей, к которой привело его убийство.

Почему же не сработала такая стройная илогичная теория? Да потому, что путь к спасению всех несчастных был составленпо законам тех, кто делает их несчастными. Все эти соображения Достоевскийоблекает в образы людей, окружающих Раскольникова.С одной стороны, около него несчастные Мармеладов, егожена, их малолетние дети, Соня, мать и сестра Раскольникова.

Его душаразрывается от сочувствия и желания помочь им, но ум не может примириться с ихпокорностью, слабостью, забитостью и раздавленностью обстоятельствами. Сдругого бока, около Раскольникова хозяева положения и всей жизни преуспевающийи ничем не стесняющий себя Лужин, агрессивно-напористый в удовлетворении своихпорочных желаний Свидригайлов.Два лагеря упорно борются за душу исердце Раскольникова, при этом разрывая сознание героя на две половины. Лужинвызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее вих жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и этообстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.

Свидригайловсложнее и глубже прямолинейно-примитивного Лужина, он способен на доброту исамопожертвование, но он явный убийца, и совесть, понимая как внутреннееощущение различия добра и зла, он давно заменил принципом удовольствия длясебя. То есть oбa они идейные двойники Раскольникова, но Лужин сниженный,почти комический двойник эту комичность усиливает его приятель Лебезятников,профанирующий идеи новых людей Чернышевского , тогда как глубинанатуры Свидригайлова ведет во мрак преисподней, чревата беспредельностьюпоследнего распада.

Окружающие Раскольникова несчастные , как ужесказано, бесят Раскольникова своей жертвенностью, которую он отвергает.Жертвуют собой Соня и Катерина Иванова ради мармеладовских детей, хотятпринести себя в жертву ради благополучия бесценного Родиньки мать исестра героя.

И здесь Раскольников проявляет себя не только как добрый ичестный человек, но и просто как любящий мужчина, который должен быть сильным.Но вопрос, почему они так слабы и бессильно-покорны, не дает ему покоя. И тогдана первый план среди этих персонажей выходит Соня Мармеладова. Она покориласьсудьбе, рада детей пошла на панель, но внутренне она противостоит этому миру,внутренне, как выясняет Раскольников, она не покорилась.Оказывается, сохранить в себе искру человеческого ейпомогает вера в Бога, Евангелие.

Раскольников понял это не сразу. Он пытаетсяпомочь и ей, защитить и ее, но ему постепенно становится ясно, что не он Соне,а Соня поможет ему в ситуации, в которую поставило его совершенное и покаскрываемое убийство.Кстати, именно Соне первой он и сознается в совершенном.Соня же помогает ему сохранить и спасти душу, помогает ему не перейти в лагерьбездушных самодовольных насильников, а остаться среди погибающих завеликое дело любви , как это сделал сын Божий Иисус Христос.

Не оченьзаметное, но важное обстоятельство Соня была подругой убитой РаскольниковымЛизаветы. Ее-то за что настиг раскольниковский топор? Сестрицу ее, процентщицу,понятно за что. Это исчерпывающе объяснили безымянные студент и офицер,бильярдный разговор которых случайно подслушал Раскольников. Они все доказали,как дважды два четыре.Кстати, именно молодые офицеры и студенты позднеевойдут в многочисленные революционные организацииэкстремистско-террористическо го толка.

И их жертвами станут такие, какЛизавета. Забитая жестоким обращением сестры, почти юродивая, кроткая и покорнаяЛизавета яснее всего объясняет если не ожесточившемуся Раскольникову, то нам,читателям, что человек не вошь, как трактует Раскольников убитую импроцентщицу-кровопивицу.И Раскольников делает вывод, что он не старуху убил характерно это единственное число, потому что подвернувшаяся сюда же Лизаветадля Расколышкова такой не вмещающийся в сознание кошмар, что даже егохолодно-логический и расчетливо- изворотливый ум не в силах будет ее себе разрешить , а себя убил, свою душу, человека в себе, т.е. существенно,нравственно ответственное перед собой, своей совестью.

Поэтому, совершивзлодейство, он бежит от людей, понимая, что стал другим, чуждым им существом.Теория Раскольникова, что ради счастья всего человечества можно допустить маленькую бесчеловечность, грешит или страдает большойбесчеловечностью.Арифметические расчеты не могут превратить зло в добро. Раскольников полагал, что цель оправдывает средства, ноуже в начале его деятельности в соответствии с этим принципом средства сразу жегрубо перечеркнули все его прекраснодушные цели. Каков же вывод? Как же быть?Что делать? Ответ Достоевского, повторим, прост уверовать в Бога. Прежде чемкидаться помогать другим, спасать всех помоги самому себе, спаси себя, своюдушу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви. С христианскойточки зрения у Раскольникова один, но главный грех гордыня.

Своей теорией иее неудавшейся пробой он поставил себя над людьми, возомнил о себе, что емузакон не писан закон человеческий и божеский.

Но человеческое и божеское вего душе и сердце оказалось сильнее самых логичных выкладок ума. И это привелоРасколышкова к краху как гордого сверхчеловека, супермена, претендующегоосчастливить всех. Но в этом же заключается залог его будущего нравственного возрождения.Впрочем, как сказал Достоевский в последних строках Преступления инаказания , это могло бы составить тему нового романа.