Религия как способ разрешения нравственных проблем (По роману Достоевского "Преступление и наказание")

РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ Пороману Достоевского Преступление и наказание Как полюбитьбратьев, как полюбить людей? Н.В. Гоголь Среди важнейших вопросов, поставленныхрусской мыслью XIX в вопрос о религии занимает особое место. ДляДостоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался впостижении христианских идеалов любви к ближнему. В Преступлении инаказании автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания иошибки к постижению истины.В XIX веке стала видна недостаточность прежниххристианских аксиом, и все они предстали перед человеком в виде вопросов,требующих безотлагательного решения.

Но сама насущность этих вопросов, самосознание, что от них зависит дальнейшая судьба и всего человечества, и каждогочеловека, ясно показали, что усомнившемуся человечеству нужно было лишьубедиться в истинности своей прежней веры. Мне кажется, Достоевский очень хорошо это осознавал, иэто оказало немалое значение на его творчество, ведь предшественникиДостоевского никогда так ясно, как он в романах Униженные иоскорбленные и Преступление и наказание , не ставили вопрос онравственности человека.

Главным героем романа Преступление инаказание является Родион Раскольников, отзывчивый, добрый по натуречеловек, который тяжело переживает чужую боль и всегда Помогает людям, дажеесли ставит под угрозу свое дальнейшее существование. Он необыкновенно умен,талантлив, терпелив, но, вместе с тем горд, малообщителен и очень одинок.Чтоже заставило, что побудило этого доброго, умного, бескорыстного человека пойтина убийство, совершить тяжкий грех? Кажется, у такого человека и мотива кубийству никогда не будет.

Но постоянно уязвимая гордость Раскольникова мучаетего, и тогда он решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказатьсебе, что он не тварь дрожащая , а право имеет . Этотчеловек много вытерпел и перестрадал.Раскольников был беден, и его гордостьбыла задета тем, что он питался объедками, прятался от хозяйки, которой долгоне платил за свою убогую каморку.

В этой нищенской комнате и родиласьчудовищная теория преступления. Автор тщательно описывает ее зарождение.Раскольников спрашивает себя Тварь ли я дрожащая или право имею? Он долго размышляет, к какому разряду людей принадлежит сам, однако послесовершенного преступления вдруг осознает, что не соответствует своей теории,так как совесть не дает ему покоя.Достоевский, разумеется, не согласен сфилософией своего героя, и автор заставляет его самого в ней разубедиться.

Рассматривая с христианской точки зрения преступлениеРаскольникова, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступлениянравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников человек, похристианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грехубийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все тваридрожащие , а он, возможно, право имеющий , избранный.Как жеРаскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новойжизни? Безусловно, он совершил преступление, жестокое преступление, но разве онне страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой своего преступления Я себя убил, а не старушонку . Хотя, согласно морали, убитаястарушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь,однако жизнь ее ничего не стоила.

Это была крошечная, сухая старушонка,лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом ипростоволосая , вот так ее описывает Достоевский.Согласитесь, оченьпохожа на пушкинскую Пиковую даму . Раскольников пришел к убеждению,что на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки значит не более как. жизнь вши , поэтому он решил избавитьокружающих от безжалостной старухи.

Но он не задумывается над тем, что однопреступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили, тварь ли дрожащую или право имеющую . Так случилось и сРаскольниковым.Убив никчемную старуху, он лишил жизни человека, которыйвызывает у читателя жалость и по сути ни в чем не провинился передчеловечеством.

Итак, мы видим, что Раскольников это не просто преступник, ажертва своего же преступления. Душа его болела, отчего он никак не могоправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь.Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалостьохватывает его при мысли, что он пришел мучить Соню он не хочетстрадания, но хочет счастья.Особенно его поражает смирение, с которым она отнего принимает страдание После службы Раскольников подошел к Соне, тавдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову.

Этот короткий жестпоразил Раскольникова недоумением, даже странно было Как? Ни малейшегоомерзения к нему, ни малейщего содрогания в ее руке! Это уж была какая-тобесконечность собственного уничижения Ему стало ужасно тяжело . Всущности, отношение Сони к Раскольникову это отношение Бога к человеку, т.е.всепрощение.Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Окавернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир виных цветах.

Это и помогло Раскольникову обрести веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой являетсясамопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки онавозвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя ивоскреснуть.Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено,что ему вдруг стало жалко.

Когда же она сделала было движение убежать отстраха, в нем что-то как бы перевернулось . Достоевский изначальнопризнает абсолютность человеческого я , духовное достоинство исвободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека.Это достоинствопроявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. Благодарютебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою! восклицает одиниз героев Униженных и оскорбленных . Достоевскому открыласьспособность слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского Преступление и наказание это произведение, в котором религияявляется способом разрешения нравственных проблем. Не убий , гласит заповедь Христа. Возлюби ближнего твоего, как самого себя , итогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно толькопройдя через страдания и лишения. Чтобы можно было любить людей, они должныстать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердия.Душа хочет любитьтолько прекрасное , и люди должны стать прекрасными, все уродливое в нихдолжно уничтожиться.

Любить людей можно только веруя в их преображение, веруя вБога. В этом и заключается сущность последнего романа Достоевского Преступление и наказание.