Образ автора и героя в романе Пушкина "Евгений Онегин"

ОБРАЗ АВТОРА И ГЕРОЯ В РОМАНЕ ПУШКИНА ЕВГЕНИЙОНЕГИН . Евгений Онегин ,пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про негоне скажешь словами Твардовского Вот стихи, а все понятно, все на русскомязыке . Язык этого романа в широком смысле, не только лингвистическом очень труден для современного читателя. Не понимали этот язык и современники поэта.Однако ониверно уловили, что художественный нерв Евгения Онегина , средоточиетворческих задач, поставленных Пушкиным перед собою, связаны с формойповествования или формой авторского присутствия в тексте.

Поначалу, послевыхода отдельного издания первой главы, современники решили, что Пушкинподражает байроновскому Дон Жуану . Действительно, повествователь Евгения Онегина перескакивает с предмета на предмет, говорит многонеобязательного светская болтовня , и все это обильно приправленошутками и иронией, так что понять мысль автора невозможно, да и облик автораполучается каким-то несерьезным.В конце 1 главы Пушкин пишет Перечиталвсе это строго Противоречий очень много, Но исправлять их не хочу .Признание принципиальное, ибо здесь сам автор обозначил ведущий принциппостроения своего романа в стихах.

Этот принцип - противоречие. Например, 5строфа 1 главы весьма критически оценивает уровень образованности Онегина, нозатем идет перечисление всего, что знал еще Евгений , и в 8 строфеделается вывод, что знал он не так уж и мало. Но главное противоречие всегоромана и особенно 1-й, ключевой главы - соотношение личности Онегина и личностиэтого самого Я. от лица которого ведется все повествование. Строфы XV - 1 позволяют заключить, что Онегин и Я, какговорит народ, два сапога пара, близкие по духу, романтически настроенныедрузья.

Но строфа V решительно объявляет, что Всегда я рад заметитьразность Между Онегиным и мной Как будто нам уж невозможно писать поэмы одругом , Как только о себе самом . Откуда берутся эти противоречия ипочему автор их терпит ? Дело в том, что на протяжении текста романазначение местоимений 1-ого лица я, мне, мной, и т.п. все время меняется.

В однихслучаях они обозначают автора-поэта, пишущего роман об Онегине и другихперсонажах. Вспомните все многочисленные рассуждения о литературе, ее истории,теории и практике сочинительства. В других случаях Я обозначает реальногочеловека, который параллельно написанию романа об Онегине живет своей, биографической жизнью Пушкина, которая теперь нам хороша известна,да и многим первым читателям была знакома.Таковы, например, три последниестрофы 1 главы.

И наконец, в ряде эпизодов первой главы Я обозначает некоеговымышленного персонажа, безымянного знакомого Онегина по петербургскому свету.В результате получился очень сложный текст, совмещающий в себе все три мира,причем переходы из одного мира в другой происходят мгновенно, в пределах двухсоседних строчек, без всякого предуведомления со стороны автора .Вот 2 строфа - первая авторская в 1-ом - внутренний монологОнегина . Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа -здесь Я - поэт представляет героя своего нового творения.

Онегин, добрый мойприятель, Родился на брегах - перед нами Я - вымышленный безымянныйперсонаж, человек онегинского круга вряд ли Пушкин стал бы смешивать своюреальность поэта и человека с вымышленной, иллюзорной реальностью романных персонажей . Или блистали, мой читатель - опять Я -поэт, имеющий читателя.Там некогда гулял и я Но вреден север дляменя - с пушкинским примечанием, глухо намекающим, что реальный биографический человек находится сейчас в южной ссылке.

В результате такого построения романный текст всевремя меняется, объекты описания то и дело оборачиваются разными сторонами,описываются с разных точек зрения. Текст Евгения Онегина заключаетв себе целых три художественных мира, лежащих рядом, часто переходящих один вдругой самым незаметным образом и тем не менее нигде не смешивающихся, непутающихся друге другом.