Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова)

Тема назначения поэта и поэзии на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова и Н. А. Некрасова Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль вобществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует сторонников искусствадля на рода. Поэтому тема назначения поэта централь ная тема не только поэзииXIX века, она прони зывает все творчество и современных поэтов, для которыхсудьба родины и народа их судьба.А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Не красов какпредставители передовых кругов рус ского общества XIX века возглавилидальнейшее движение литературы вперед, определили ее по следующее развитие.Русская действительность, духовная близость Пушкина кдекабристам, Некрасова к револю ционерам-демократам были той школой, в кото ройсложились их взгляды на сущность искусства, на место и роль поэта и поэзии вжизни общества. Учитывая то обстоятельство, что великие русские поэты творили вразное время, можно говорить о своеобразном представлении каждого из них освоей поэтической музе.Так, А. С. Пушкину она иногда казалась по другойветреной , вакханочкой , барышней уездной, с печальной думою в очах, сфранцузской книжкою в руках , а чаще всего музой, призван ной глаголом жечьсердца людей .М. Ю. Лермонтов создал свой поэтический образ музы,резко отличающийся от пушкинской. Сначала она полна печали и разочарования, азатем страстно желающая найти себя и свое место в жизни, исполненная веры инадежд.Образ некрасовской музы оставался неизмен ным напротяжении всего творчества поэта.

Он был верен своей музе, борьбой истраданиями кровно связанной с народом.Однако такое индивидуальное представление опоэтической музе не умаляет основного ис тинного назначения поэта и поэзии,назначения, которое поэты видели в служении своему народу, отечеству. Во всем,о чем бы ни писали поэты, ска зывался передовой человек времени, сказывалось непримирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожениювсего, что тес нило, подавляло, калечило народ и жизнь лич ности.Так, стихотворения А. С. Пушкина Воль ность , Деревня , Кинжал были своего рода стихотворениями-прокламациями, развивалисво бодолюбивые идеи, передовое общественное созна ние. В стихотворении Кинжал Пушкин осужда ет массовый террор якобинцев и одновременно славит карающий кинжал в качестве тайного стража свободы, последнего судии позораи обиды . Многими декабристами это стихотворе ние было воспринято как призыв ксвержению самодержавия.После разгрома восстания декабристов в лири ке Пушкинаначинают все сильнее звучать фило софские мотивы раздумья о смысле и цели жизни,о поэте и его назначении, об отношении между поэтом и обществом, он продолжалживо интересоваться общественной жизнью, полити кой. В это время Пушкин пишетпослание декаб ристам В Сибирь 1827 г Арион 1827 г. и др. Поэт нетолько пытается найти выход из последекабристского тупика , но и в известнойстепени указывает такой выход.

В послании в Си бирь, вдохновленный подвигом жендекабристов, Пушкин стремится вдохнуть бодрость и веселье в сердца своихбратьев, друзей не только надеж дой на то, что темницы рухнут , но и утвержде ниемвеликого значения их дела Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.В стихотворении Арион , написанном в связи сгодовщиной казни декабристов, Пушкин в форме прозрачной аллегории не толькообъявляет себя литературным соучастником певцом де кабристов Пловцам япел , но и подчеркивает свою верность общим с ними чаяниям и идеалам Я гимныпрежние пою . Поэт понимает, что его время наполнено великими событиями, ипоэтому видит истинное назначение поэзии в служении на роду Восстань, пророк, и вяждь, и внемли,Исполнись волею моейИ, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое от кликается навсякий призывный звук жизни.

По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов.Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложныйобраз поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые былисвязаны с последствиями разгрома декабристов.

Нет двух поэтов столь существенноразличных, писал В. Г. Белинский, как Пушкин и Лермонтов.

Пушкин поэтвнутреннего чувства души Лер монтов поэт беспощадной мысли, истины.Пафос Пушкина заключается в сфере самого ис кусствакак искусства пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах осудьбе и нравах человеческой личности . Благородная и светлая поэзия Пушкинаразвивалась на почве на дежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы ивозможности человека.

И напряжение на родных сил в Отечественной войне 1812 года,и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.На смену светлому и непосредственному, от крытомувзгляду на мир, на смену упоению жиз нью приходит эпоха разочарования, анализа,скепсиса и тоски по жизни . На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова.Эти эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декаб ристов.

И в поэзииЛермонтова с первых же строк звучит тема одиночества.Противоположность двух поэтических миров отчетливовидна при сравнении Пророка Пуш кина и Пророка Лермонтова.

Лермонтов под хватываетпушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкинастихотворе ние звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершитьпророку в мире, широко от крытом перед ним, ждущем его обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе печалии разочарования.

Мир, куда вы ходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды.Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на томостров ке жизни в пустыне , куда его изгоняют они , те, кому пророкпытался проповедовать любви и правды чистые ученья . Эти они , ис полненныебешеной злобы, самодовольной гордос ти и неверия, жадною толпой стоящие утрона , палачи Свободы, Гения и Славы . Они пестрая толпа приличьемстянутых масок , это рабы и господа, населяющие немы тую Россию , это и нашепоколенье , постыдно равнодушное к добру и злу.Ощущение потерянности, одиночества знакомо людям 30-хгодов XIX века. Журнальные статьи тех лет полны размышлений о ничтожестве и бес плодностимолодого поколения, ничего не приоб ретшего и преждевременно одряхлевшего.

Ноникто в то время в искусстве с такой силой и пол нотой, с такой болью истрастью, как Лермонтов, не раскрыл трагедию одинокой души, брошенной вхолодный, враждебный, жестокий мир. Однако это одиночество не отрешенность отжизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительнос ти. Протест заглушаетв поэте настроение безыс ходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать отмира, а найти себя и свое место в нем. Отворите мне темницу, дайте мне сияньедня , в этих словах стихотворения Узник звучит страстный порыв поэта ксвободе, к счастью.

Муза Н. А. Некрасова муза мести и печа ли , сестранарода так называл ее поэт.Поэзия Некрасова продолжала развивать луч шиетрадиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым.

Как иего предшественники, Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил итворил в иное время, тогда, когда освободительное движение на бирает новыйвиток.

Н. А. Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения рево люционеров-демократов50 70-х годов XIX века. Он вновь и вновь возвращается к вопросу о назна чениипоэта и его месте в общественной борьбе.В стихотворении Поэт и гражданин 1856 г. Некрасовизложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта,требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своегонарода Не будет гражданин достойныйК отчизне холоден душой.И далее он пишет Будь гражданин! Служа искусству,Для блага ближнего живи,Свой гений подчиняя чувствуВсеобнимающей любви.Устами Гражданина Некрасов призывает Поэта отдатьРодине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию радиправого дела Иди в огонь за честь отчизны,За убежденья, за любовь Иди и гибни безупречно.Умрешь не даром дело прочно,Когда под ним струится кровь.Эти слова, выразившие моральные принципы революционныхдемократов, нашли отклик в сердцах передовой молодежи России.Мыслям, высказанным в стихотворении Поэт игражданин , Некрасов оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинногопоэта, по мнению Некрасова, должна быть неразрывно связана с судьбой народа.Эту мысль он развивает и в стихо творении Элегия 1874 г которое было дляпоэта самым задушевным и любимым из написан ных в последние годы Пускай нам говорит изменчивая мода,Что тема старая страдания народа И что поэзия забыть ее должна Не верьте, юноши! Не стареет она.Некрасов выступает против тех, кто из моды проявлялсочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции.

В служении народу поэтвидел цель и смысл своего творчества.Таким образом, у каждого из поэтов по-разно мусложилась творческая и жизненная судьба, но их поэзия питалась одной и той жеидеей слу жить народу, защищать угнетенный народ.

В раз ных внешне образахмузы Пушкина, Лермонтова и Некрасова мы находим и близкие настроения и схожиехудожественные искания, ибо все они были сынами своего отечества, тонко чувствовалии понимали все противоречия общественной жизни.