Художественное своеобразие романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"

Художественное своеобразие романа Б.Пастернака Доктор Живаго Есть книги, которые надо читать медленно,как можно медленнее, потому что они заставляют размышлять над каждой фразой илюбоваться це лыми страницами.Особый дух есть у этих книг, своя душа. ДокторЖиваго Б. Пастернака одна из таких книг.Роман этот тончайшее сочетание поэзии иреальности, высокая и чистая музыкальная нота он наполняет красотой и смысломжизнь обыкно венных людей, и мастерство автора не может не вызывать восхищения.Б. Пастернак прежде всего поэт, поэт во всем. И даже в прозаическом произ ведении,посвященном одному из самых смутных периодов истории России, он остался веренсвоему поэтическому дару. Читая Б. Пастернака, всегда невольно вспоминаешь А.Блока, и не только по тому, что они выбирают похожие образы и эпите ты, аскорее, потому, что произведения обоих поэ тов можно назвать возвышенными.

У Б. Пастернака это еще и возвышеннаяповсе дневность, красота обычной жизни.Его девиз быть живым, живым итолько, живым и толь ко до конца . От этого нам еще ближе его герои, егоприрода, его Россия.

Пейзажные зари совки волнующе реальны Весна ударилахмелем в голову неба, и оно мутилось от угара и покрыва лось облаками. Надлесом плыли низкие войлоч ные тучи с отвисающими краями, через которые скачкаминизвергались теплые, землей и потом пахнувшие ливни, смывавшие с землипоследние куски пробитой черной ледяной брони Мы чув ствуем, какпросыпается природа. Даже зимой ощущаем запах весны.Может быть, так трогаютнас пастернаковские строки, что выражают самое сокровенное в человеке Господи! Господи! готов был шептать он. И все это мне! За что мне такмного? Как подпустил ты меня к себе, как дал забрести на эту бесценную твоюземлю, под эти твои звезды, незадачливой, ненаглядной? Образ родины, России сливается с образомлю бимой женщины, и любовь к ним у героя Б. Пас тернака описывается похожимисловами, раскры вающими глубину этой любви И эта даль Россия, егонесравненная, за морями нашумев шая, знаменитая родительница, мученица, упря мица,сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельнымивыходками, кото рых никогда нельзя предвидеть.

О, как сладко су ществовать! Каксладко жить на свете и любить жизнь! Такими пронзительными строками, гово рящимио любви к жизни, полны страницы рома на Доктор Живаго . Особенно страницы,посвя щенные весне.

Весна у Б. Пастернака поет и бушует.И та же смесь огня и жутиНа воле и в жилом уюте,И всюду воздух сам не свой. И тех же верб сквозные прутья, И тех же белых почек вздутья И на окне, и на распутье,На улице и в мастерской.Впрочем, создается ощущение, что в романе изображенывсего два времени года весна и зима. Образ зимы у Б. Пастернака многозначен описа ния бескрайних снежных пространств разбросаны по страницам романа.

Это символ России. Зима Б. Пастернака это метель и буран, блоковский образ,воплощающий смятение, революцию.Но зимой всегда где-то есть окно, замерзшее, с про таявшей скважиной в ледяном наросте . Сквозь эту скважину просвечиваетогонь свечи, прони кающий на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламяподсматривает за едущими и кого-то поджидает.

Образ свечи это символ надежды,ожидания, дома, любви, поэтический символ высокого. Кажется, что свет свечи про никаетв другие миры, недоступные глазу чело века, этот свет очищает и успокаиваетдушу, несет веру.Мело, мело по всей землеВо все пределы. Свеча горела на столе,Свеча горела.Все эти образы не случайны.Они глубоко со звучнывнутреннему миру главного героя.

Этот мир открывается нам. Не всем дано видетькрасо ту в повседневности. Доктору Живаго дано, и вот перед нами возникаютчарующие образы. Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечернийлес. В такие минуты точно и он пропус кал сквозь себя эти столбы света.Точнодар живо го духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и паройкрыльев выходил из-под ло паток наружу . Этим строкам созвучно стихотво рениеЮрия Живаго И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,Нагой, трепещущий ольшаник.В имбирно-красный лес кладбищенский,Горевший, как печатный пряник Своеобразный художественный фон придаютроману библейские темы, которые в сознании героя становятся чем-то большим, чемпросто ле генды.

Он вкладывает в них философию своей жизни Но книга жизни подошла к странице,Которая дороже всех святынь.Сейчас должно написанное сбыться,Пускай же сбудется оно. Аминь.Ощущение неизбежности происходящего воз никаетна страницах, посвященных любви. Эти прозаические страницы можно отнести кверши нам поэзии.

Прелесть моя незабвенная! Пока тебя помнят вгибы локтеймоих, пока еще ты на губах и руках моих, я побуду с тобой. Я выплачу слезы отебе в нежном-нежном, щемяще печаль ном изображении. Я останусь тут, пока этогоне сделаю .Вся книга наполнена стихами, она написанастихами, а прозаический слог и прозаичность жизни только подчеркивают еелирическую, лич ностную глубину.И своеобразие восприятия романа Б.Пастерна ка рождается именно из недоговоренности, нечет кости, из ощущенияприроды, из ощущения поэ зии, из веры, что после зимы всегда приходит весна,что и зимой где-то всегда горит свеча.Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,Свеча горела.