Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского "Гроза"

Проблема человеческого достоинства в драме А.Н.Островского Гроза .Особое внимание русских писателей в 50 60-е годы XIXвека привлекали три темы крепостное право, появление в общественной жизниновой силы разночинной интеллигенции и положение женщины в семье и обществе. Вряду этих тем была и еще одна тирания самодурства, тирания денег истарозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которойзадыхались все члены купеческих семей, особенно женщины.Задачу обличенияэкономической и духовной ти рании в темном царстве купечества и поставилперед собой А. Н. Островский в драме Гроза .Трагический конфликт живого чувства Кате рины имертвого уклада жизни основная сю жетная линия пьесы.В драме представлены две группы обитателей городаКалинова.

Одна из них олицетворяет гне тущую власть темного царства . ЭтоДикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис,Кудряш и Варвара.Это жертвы темного царства , одинаково ощущаю щие его грубуюсилу, но по-разному выражающие протест против этой силы.По складу характера и интересам Катерина резковыделяется из той среды, в которую она по пала в силу бытовых обстоятельств.Именно в ис ключительности ее характера и заключается при чина глубокойжизненной драмы, которуюКатерина должна была пережить, попав в темноецарство Диких и Кабановых.Катерина натура поэтически-мечтательная.

Ласкиматери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у Катериныбыло много-много , вышивание по бархату, посеще ние церкви, прогулки по саду,рассказы странниц и богомолок вот круг ежедневных занятий, под влияниемкоторых сложился внутренний мир Ка терины.

Порой она погружалась в какие-то снынаяву, подобные сказочным видениям.Катерина рассказывает о детстве идевичестве, о чувствах, которые она испытывает, глядя на прекрасную природу.Речь Катерины образная, эмоциональ ная. И вот такая впечатлительная ипоэтически настроенная женщина попадает в семью Кабано вой, в затхлую атмосферуханжества и назойливой опеки.

Она попадает в обстановку, от которой веетмертвенным холодом и бездушием. Конечно же, конфликт между этой обстановкой темного цар ства и светлым душевным миром Катерины за вершается трагически.Трагизм положения Катерины осложняется и тем, что онавыдана замуж за человека, которого не знала и любить не могла, хотя всемисилами старалась быть Тихону верной женой.Попытки Катерины найти отзыв всердце мужа разбиваются о его рабскую приниженность, недалекость, гру бость. Сдетства он привык во всем повиноваться матери, боится пойти против ее воли.Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать.Единственное заветное жела ние Тихона вырваться хотя бы ненадолго из-подопеки матери, запить, загулять так, чтобы на весь год отгуляться . Этотбезвольный человек, сам являясь жертвой темного царства , безуслов но, нетолько не мог помочь Катерине, но просто ее понять, а душевный мир Катерины длянего слишком сложен, высок и недоступен.

Естественно, он не мог предвидетьдраму, которая назревала в душе его жены.Борис, племянник Дикого, тоже жертва тем ной,ханжеской среды.

Он стоит значительно выше окружающих его благодетелей .Образова ние, полученное им в Москве, в коммерческой академии, способствовалоразвитию его культур ных взглядов и потребностей, поэтому Борису трудно ужитьсяв среде Кабановых и Диких. Но у него не хватает характера, чтобы вырватьсяиз-под их власти.Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не всилах у него недоста ет решимости бороться за любовь Катерины, он советует ейпокориться судьбе и оставляет ее, предчувствуя, что Катерина погибнет.Безволие, неспособность бороться за свое счастье обрекло Ти хона и Бориса нато, чтобы жить на свете да му читься . И только Катерина нашла в себе силыбросить вызов мучительной тирании.Добролюбов назвал Катерину лучом света в темномцарстве . Гибель молодой, одаренной жен щины, страстной, сильной натуры на мигосвети ла это спящее царство , сверкнула на фоне тем ных, мрачных туч.Самоубийство Катерины Добролюбов справедли ворассматривает как вызов не только Кабановым и Диким, это вызов всемудеспотическому укладу жизни в мрачной феодально-крепостнической Рос сии.