рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественное мастерство Чехова-прозаика

Художественное мастерство Чехова-прозаика - раздел Литература, Художественноемастерство Чехова-Прозаика. Антонпавлович Чехов Один Из Велича...

Художественноемастерство Чехова-прозаика. АнтонПавлович Чехов один из величайших русских писателей-классиков. Он известенкак мастер реалистического рассказа. Сам писатель говорил так Художественнаялитература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, каковаона есть на самом деле . Правда жизни вот что привлекало его прежде всего. Иэтой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем.Рассказы Антон Павлович начал писать рано,еще в юности.Вначале это были просто зарисовки с натуры, которые постепенностановились все се рьезнее, глубже, приобретали общественное зна чение.Например, рассказ Смерть чиновника , относящийся к раннему периоду творчестваЧехо ва, это уже не просто насмешка, это сатира.

Темы рассказов были самымиразными. Но все же можно выделить среди них несколько таких, ко торые легли воснову всего творчества Чехова-про заика.А. С. Пушкин писал о Гоголе, что ни уодного писателя не было такого дара выставлять ярко пошлость жизни, уметьочертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта ме лочь,которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем. Эти слова мыможем с пол ным правом отнести к А. П. Чехову.

Пошлость пошлого человека это то, против чего всю свою жизнь боролся великий писатель, эта тема прошлачерез все его творчество. Она раскрывается в таких рассказах, как Ионыч , Дама с со бачкой , и во многих других. Протест против обыденщины главное вэтих произведениях. Жизнь пошлая и жизнь футлярная этосходные понятия.Человек в футляре Беликов, герой рассказа Крыжовник Чимша-Гималайский тоже живут скучно, без всяких интересов, стараясь уединитьсяот мира, уйти в свой фут ляр . Разве такое существование не назовешь пошлым? Отчего вы живете так скучно, так не интересно, так мало берете от жизни? вот во прос, который можно задать этим людям.Чеховские формулировки так точны и образ ны,что многие стали крылатыми На деревню дедушке Ванька Жуков Человекунужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа Крыжовник Как бы чего не вышло Человек в футляре .Названия некоторых рассказов Душечка , Палата 6 приобрели многозначность, они стали образами-символами определяют челове ка и характеризуют явления жизни.В рассказе Палата 6 в одном из наибо леесильных произведений Чехов протестует против непротивления злу насилием . Герой рас сказа доктор Ратин считает, что при всяких усло виях можно найтиуспокоение в самом себе, а бо роться со злом не стоит все равно мир непеределаешь.

Исходя из этого, Рагин даже не пы тается улучшить условия, в которыхсодержатся больные в его больнице, напоминающей тюрьму.

Но есть там одинчеловек, Громов, который мыс лит здраво.

Он страстно выступает против лжи инесправедливости, царящих в мире, но бессилен что-нибудь сделать, находясь вэтой страшной тюрьме.К его призывам бороться со злом Рагин остается глух. Илишь сам попав в палату 6, он, наконец, понимает правоту Громова, но уже позд но.О силе художественного мастерства Чеховамы можем судить по огромному впечатлению, которое производит этот рассказ.В своих произведениях Чехов боролся ипротив такого общественного явления, как теория малых дел . ЛидаВолчанинова, героиня рассказа Дом с мезонином , не хочет проводить жизнь впраздности.

Она учительствует, помогает бедным, организует для них больницу. Новсе это дела малые. Они не могут изменить положение, а слу жат лишь длясамоуспокоения.И если бы Лида была истинно гуманным человеком, она поняла бывсю никчемность своей деятельности.

Чехов, рисуя несколькими штрихами этусухую, эгоис тичную, самолюбивую натуру, показывает, что такие люди не способныделать настоящее добро. Вызывая антипатию к поборникам теории малых дел ,автор тем самым как бы опровергает и саму эту теорию.Это один из своеобразныххудожест венных приемов писателя.Какими же средствами Чехов пользуется длядостижения той четкости, ясности, жизненной правдивости, которая отличает все его рассказы? Во-первых,самое главное этого автор добивался всегда краткость.

Чехов считал, что умение писать это умение вычеркивать плохо написан ное . Но, оставляя толькосамое важное, самое не обходимое, избегая пространных описаний, вели кийхудожник сумел создать полную и яркую картину, вызвать у читателя богатейшуюгамму чувств.Сам А. П. Чехов советовал Зачем по дробно описывать лунную ночь, как это делают некоторые авторы,достаточно сказать блестело горлышко разбитой бутылки и картина ясна .Интересно рассмотреть композиционный при ем, к которому прибегает Чехов в рассказе Ионыч . Автор прослеживает две основные линии постепенный ростматериального благопо лучия Ионыча и параллельно с этим его мо ральнуюдеградацию.

Первую писатель показывает при помощи таких штрихов вначале докторСтарцев ходит пешком, потом он уже нанимает извозчика, впоследствии едет насобственной тройке.Казалось бы, мелочь, а как о многом она говорит!Вторая линия раскрывается в следующем при ехавв город, Старцев много и плодотворно работа ет, стремится сблизиться синтересными людьми которых, правда, не находит в городе С влюб ляется.Потом любовь проходит, он уже радуется, что не женился ведь это только лишниехлопо ты в конце концов Ионыч даже забывает о пред мете своей любви и,услыша разговор о Туркиных, спрашивает Это у каких Туркиных, у которых дочкана фортепьянах играет? Эта фраза знаме нует полное равнодушие Старцева кжизни. Так Чехов в коротком рассказе сумел отобразить не простой процесс превращение неглупого, интел лигентного человека в тупого обывателя.Необходимо обратить внимание на роль пейза жав произведениях Чехова.

Например, в том же рассказе Ионыч только двепейзажные зарисов ки. Обе они связаны с духовным миром героя.

Первая описаниелунной ночи, которое соответ ствует душевному настрою влюбленного Старцева.Вторая зарисовка всего несколько предложе ний, в которых говорится онаступлении осени.Такая осень и в душе героя.Для достижения все той же краткости Чеховнередко прибегает к рассказу в рассказе , напри мер в Крыжовнике и Человекев футляре . Этот прием также помогает добиться объективнос ти в изображении.Чехов непревзойденный мастер юмористи ческогорассказа.

Наряду со смешными ситуация ми и другими приемами автор используетассоци ативность. Например, на ассоциациях построен рассказ Лошадинаяфамилия . Нужно срочно за говорить больной зуб. Но какая же фамилия у знахаря?Никто не может вспомнить. Запомнилось только то, что фамилия лошадиная .Гнедов, Бу ланов, Чересседельников.Оказалось Овсов. Об этом приказчиквспомнил, когда доктор, вырвав, наконец, зуб, попросил у него продать овса. Но Чехов не только смеялся.

Он высмеивал.Один из наиболее ярких сатирических расска зов Человек в футляре . Здесьавтор в качест ве основного приема использует художественную деталь, ноиспользует ее не так, как, например, Л. Н. Толстой, не для раскрытиявнутреннего мира героя или обрисовки его внешности хотя и для этого тоже , аскорее для изображения обще ственного явления футлярной жизни . Этахудожественная деталь футляр, которым всег да стремился окружить себяБеликов, герой рас сказа. В любую погоду, даже когда ярко светило солнце, онносил с собой зонтик, надевал калоши, поднимал воротник своего черного пальто.Садясь в экипаж, Беликов просил поднять верх. Любимое его выражение как бычего не вышло . Он не способен радоваться, восторгаться.Еще один интересный прием, которым пользу етсяЧехов. Он не описывает непосредственно предмет или явление, а показывает лишьвпечат ление от него. Так, в рассказе Ионыч когда дочь Туркиных, Котик,играет на фортепьяно Старцеву представляется, что с горы падают камни, падаюти падают.

Чехов не говорит о том, плохо играла Котик или хорошо, но одна де таль и уже все становится ясно.Язык чеховских рассказов удивительно много образен.В рассказе Злоумышленник мы встре тим и канцелярский стиль, которым написано Уложение о наказаниях , и просторечие.

Для ла коничных, но ярких описанийЧехов находит очень точные и выразительные сравнения, харак терные исвоеобразные эпитеты.

Л. Толстой гово рил, что манера Чехова писать резкоотличается от манеры всех других русских классиков.Сюжетное построение рассказов А. П. Чеховапросто и оригинально. В основе сюжета чаще всего конфликт героев, которые имеютразные характе ры, разные идеалы и нравственные принципы.Например,столкновение Беликова и Коваленко в рассказе Человек в футляре дополняетсяпояс нениями повествователя Буркина противоречи вые взгляды на жизнь двухбратьев Ивана Ивано вича и Николая Ивановича Чимша-Гималайских составляетсюжетную основу рассказа Крыжов ник . В некоторых рассказах сюжет развиваетсяпараллельно с изменением характера героя, кото рый в свою очередь зависит отего пребывания в той или иной среде, общения с разными людьми.

Вспомнимметаморфозы, происходящие с Ионы-чем в одноименном рассказе.По этому типу по строенырассказы Черный монах , Учитель сло весности и др.Следует отметить также пафос чеховских рас сказов.Кроме сатирического и комического, в прозе Чехова часто проступает лирическоеначало, задушевное чувство сквозь дымку грусти . Это достигается олицетворениемпредметов и их воз действием на повествователя или автора ми лый, наивныйстарый дом, который, казалось, ок нами своего мезонина глядел на меня, какглазами, и понимал все Дом с мезонином У старых лип и берез, белых отинея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы Дамас собачкой И кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением, ичто зла уже нет на земле и все благополучно Человек в футляре .Значение Чехова-прозаика в русской и миро войлитературе огромно.

Никто ни до него, ни после не умел писать так ярко илаконично, на нескольких страничках умещая целую человечес кую жизнь.

Л.Толстой считал, что Чехов в создании короткой новеллы превзошел Мопассана.Проза А. П. Чехова образец художественности, она развивает важнейшую традициюрусской ли тературы прозу малых жанров.

– Конец работы –

Используемые теги: художественное, мастерство, Чехова-прозаика0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественное мастерство Чехова-прозаика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура"
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства,… Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.

Духовная и художественная культура Древней Греции
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал.Этот вопрос был детально… Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем… Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время…

картотека памятников художественной культуры эпохи Возрождения
XV век. «Голгофа» автор Мантенья.XV век. «Рождение Венеры» автор Боттичелли, галерея Уффици, Флоренция. 1485 г. «Весна» автор Боттичелли, галерея… XV век. «Покинутая» автор Боттичелли, Рим. XV век. «Благовещение» автор… Роспись плафона Сикстинской капеллы, Ватикан XVI век. «Прием послов» автор Карпаччо.

Первые художественные фильмы в Казахстане
В других ролях были заняты С. Кожамкулов (Бекет), К.Жандарбеков (Жанас), Калибек Куанышбаев (Байбол), Капан Бадыров (Каратай). Музыку написали А.… Сталин сказал: "Нет, это не он. Тот торгайский комиссар". Затем, вспомнив,… В фильме правдиво изображены жизнь народа, традиции, особенности психологии и мышления, черты национального характера.…

Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в романах М. Булгакова "Мастер и Маргарита" и Ч. Айтматова "Плаха"
Научная новизна В связи с тем, что проблема художественного воплощения категорий свободы-несвободы в романах М. Булгакова и Ч. Айтматова по сути в… Область применения - преподавание русской зарубежной литературы в… С развитием общества этот вопрос перерастает в проблему, так как каждое общественное устройство, каждый человек…

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой "Реквием"
Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село, там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские зеленое… Моего предка хана Ахмата писала Анна Андреевна убил ночью в его шатре… Егор Мотовилов был моим прадедом.

Формирование художественного стиля. Художественный стиль и культурная эпоха: связь понятий
Греческий, а затем и латинский язык, произведения искусства, мифология, философия, научные открытия стали неотъемлемой частью европейской, а во… Античность как единый культурный тип , стиль античности, как нечто общее,… Этому процессу способствовали особые этнические и географические условия.Античное искусство возникло из трех основных…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Чехов - мастер художественных деталей
На несколькихпримерах можно рассмотреть, как буквально одна фраза может сказать все очеловеке. Достаточно вспомнить маленький юмористический рассказ… Генерал Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимаетизвинения… В рассказе Дама с собачкой в качестве художественной детали выступаетлорнетка. Героиня рассказа Дама с собачкой ,…

Музыкальность художественных произведений
Это подтверждают такие произведения, как стихотворения «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», эпизоды из поэм «Мороз, Красный Нос» и «Кому… Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет:… Дарья — тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский, как об идеале народном, демократическом. Дарья —…

0.043
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История художественного литья Таким отливкам при¬сваивается титул "царь". Знаменитый Царь-колокол Московского Кремля, крупнейший из колоколов когда-либо существовавших в мире,… Из этих стрел был отлит огромный котел. Диаметр скифского парытотла составлял… Заливка длилась 3 ч, остывание металла — более 4 месяцев.
  • Художественная обработка металла в Туле По возможности дан анализ бесценного наследия многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том числе и наших… Выявлены периоды развития художественной металлообработки, влияние различных… Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и сугубо местный.
  • Художественное литьё Очередность изготовления кусков соответствует их нумерации на чертеже. На каждом куске с наружной стороны проставляется его порядковый номер и… На фальшивую опоку устанавливают верхнюю опоку и аккуратно заформовывают ее наполнительной формовочной смесью так,…
  • художественное литье В отечественной литературе довольно полно освещены вопросы взаимодействия меди с элементами периодической системы Д.И. Менделеева Дриц М.Е Бочвар… Открытие плавки меди из окисленной руды путем нагрева последней в смеси с… Тогда же началась выплавка серебра, свинца, олова, причем последний металл попал в сплав с медью, вероятно,…
  • Художественные стилевые направления в искусстве Греческий, а затем и латинский язык, произведения искусства, мифология, философия, научные открытия стали неотъемлемой частью европейской, а во… Античность как единый культурный тип , стиль античности, как нечто общее,… Этому процессу способствовали особые этнические и географические условия.Античное искусство возникло из трех основных…