Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"

Образ Базарова в романе Тургенева Отцы идети Роман И.С. Тургенева отразил борьбу двухсоциально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургеневотразил в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, вчастности, вопрос о характере и роли нового человека , деятеля впериод революционной ситуации в Европе 60-х годов. Выразителем идейреволюционной демократии стал Евгений Базаров, герой, который противопоставленв романе либеральному дворянству.Образ Базарова занимает центральное место вкомпозиции романа.

Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных -он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него,раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные чертыего личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу,свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.Напомним, что герой эпохи 60-х годов былразночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя,материалист по мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельномыслящий и независимый.

Именно таков Базаров в изображении автора. Сюжет романастроится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу жепоказывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек труда - чуждаристократическому этикету и условностям. В столкновении с барчукамипроклятыми его облик раскрывается полностью.В романе широкоиспользуется прием контраста Базаровпротивопоставлен Павлу Петровичу, аристократизм одного - демократизму другого.Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируютс раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью иотсутствием осознанной цели. Именно в столкновении с различными персонажами,противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова в спорах сПавлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть кбарству и рабству во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать насвою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримостьв дружбе в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить,цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место вкомпозиции романа занимают сцены споров.

Герои Тургенева раскрывают своемировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейнымипротивниками.Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни передкакими авторитетами, а подвергающая все суду мысли.

Типичен для шестидесятникови интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьераврача не стали бы его уделом. Тургенев проводит своего героя через рядиспытаний а это вообще типично для романов Тургенева . Он испытывает Базаровасначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем,как ведет себя его герой в этих ситуациях.И если любовь к Одинцовой, женщинеумной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма ведь Базаров называл любовь белибердой , презрительно относился кидеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую Нравится тебе женщина, так возьми ее! Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика всамом себе , то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, онне сломлен, гордо смотрит смерти в глаза.

Многие критики считают эту сценусамой сильной, живой и трогательной.Потому что именно здесь раскрывается это грешное, бунтующее сердце до конца. Смерть Базарова по-своемуоправданна.

Как в любви нельзя было доводить Базарова до тишиныблаженства , так и в его предполагаемом деле он должен был остаться науровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений.Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.Сколько бы ни былокритических статей по поводу героя Отцов и детей , и как бы нитрактовался образ Базарова, лучше всего сказал о своем самом любимомдетище сам автор Я хотел сделать из него лицо трагическое Мнемечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы,сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель, потому что онавсе-таки стоит еще в преддверии будущего.