Бунтующее сердце (образ Е. Базарова)

Бунтующее сердце образ Е. Базарова .Роман И. С. Тургенева Отцы и дети и глав ный его герой разночинец-демократ Базаров явились, по определению самого автора, выраже ниемновейшей современности .Роман создавался во время подготовки и про ведениякрестьянской реформы, в условиях обо стрения борьбы между двумя силами общества либералами и революционными демократами. Столкновение этих двух сил иотразилось в романе Тургенева Отцы и дети .Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласиямежду либералами и демократами отношение к реформе, вопросы науки, искусства,философии, истории и другие , явились предме том горячих споров в романе.Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественноймысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения.Главный герой романа разночинец-демо крат,выступающий принципиальным противни ком всего дворянства, всех понятийдворянского общества, в особенности же либерального, роман тического идеализма.Писателю казалось, что люди, отрицающие эти понятия, тем самым уж ничего непризнают и заслуживают названия ни гилистов . Но такое представление омировоззре нии демократов не помешало Тургеневу очень об стоятельно и вдумчивоосмыслить характер своего главного героя.

Ему хотелось найти в нем нечтопривлекательное, поэтому писатель подчеркивает трезвость, утилитарнуюнаправленность мышле ния и своеобразный скептицизм Базарова скеп тицизмпрактического деятеля, доверяющего только своему делу.Изображая Базарова, Тургенев слегка намека ет накакие-то революционные возможности, та ившиеся в людях его типа от копеечнойсвечки Москва сгорела , нас не так мало, как вы думае те . Но никаких намековна активную деятель ность самого героя в романе все же нет.Политические взгляды Базарова сводятся к резкойкритике существующего положения в стране. Он уверен, что либералы-обличители ни куда не годятся , что аристократы дрянь , что реформа едва ли пойдетнам впрок , что народ полон грубых суеверий, что русские мужи ки склонны кпьянству.

Не видя созидательной силы ни в правительстве, ни в дворянстве, он невидит ее и в народной, крестьянской среде.

Сло вом, у Базарова нетпоследовательной социально-политической теории, явно выраженных идеалов.

Онстремится сокрушить твердыню дворянского идеализма с помощью утилитарного,материалис тического миропонимания, поэтому и не признает никаких авторитетов,никаких принципов, при нятых на веру. Он ни во что не верит, кроме прак тическогоопыта и научного эксперимента, поэто му он так спокоен, холоден, трезв, иногдадаже циничен.Материалистические взгляды Базарова выяв ляются вромане очень четко.

Его материализм естественнонаучный, физиологический,экспери ментальный, стремящийся по-своему объяснить даже то, что выходит далекоза пределы физиоло гии. Но материализм Базарова не кабинетный, неакадемический.Он имеет очень активную общест венную направленность материалистические убеждения заставляют Базарова объявить себя за клятым врагомвсей дворянской культуры и по борником культуры демократической.

Именно здесьон выступает активным проповедником новой демократической идеологии, котораяопи рается на естественнонаучные знания. Смысл ее идейное и моральноераскрепощение русского общества. С едкой иронией Базаров разоблачает иллюзиидворянского общества. Он отрицает преклонение перед красотой природы и не хочетвидеть в ней храм , он не признает искусства как служения красоте и принижаетгениальных художников Ра фаэля, Пушкина.Над романтической любовью,обожествляющей женщину, он прямо глумится.

Но в своем отрицании Базаров нескептик, не ни гилист . Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляетреальные знания и научный эксперимент.Природу он понимает как мастер скую , вкоторой человек работник .Видя в разночинце-демократе представителя чуждого себемира, Тургенев тем не менее показал в нем такую трезвость и убежденность мысли,прямоту чувств, собранность воли, которые дела ли его необычайным явлением визображаемой со циальной среде.

Осуждая в романе утилитарные убеждения де мократа ипротивопоставляя им романтико-идеалистические убеждения либералов, Тургенев всеже не нашел среди них никого, кто мог бы уверен но и успешно переспорить нигилиста , одержать над ним верх в идейных столкновениях. В семье КирсановыхБазаров сразу находит своих поклон ников и идейных противников. Но это нестойкие поклонники и слабые противники.Старший из Кирсановых по существу, не удачник иприживал.Тургенев подчеркивает ко мичность его аристократических замашек и пре тензий.Но все же именно его писатель делает главным противником Базарова в ссорах, азатем и на дуэли.Николай Кирсанов также не в силах серьезно противостоятьБазарову.

Он либеральный поме щик, который завел на своей земле ферму , хо зяйство,основанное на вольном, наемном труде.Он требует агрономических улучшений, дляэтого учится и старается стать в уровень с современны ми требованиями . Однакона деле Николай Пет рович оказывается человеком недалеким.

Самое большее, чтоот него можно ждать ферма не про горела и стала бы приносить доход. А востальном ему вполне довольно Пушкина, виолончели и Фенички.Таковы отцы в дворянстве 60-х годов, но и дети нив чем не сильнее их. Молодого дворяни на Аркадия автор изобразил робкимучеником во инствующего разночинца-демократа, человеком столь же недалеким, каки его отец, способным променять свои передовые идеи на любовь к де вушке исчастливое прозябание в кругу семьи.И к Аркадию Базаров относитсяснисходительно, иронически.

Таким образом, среди дворян у Ба зарова нет нидостойных противников, ни нас тоящих единомышленников. Последние у него,несомненно, должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Автор,конечно, понимал такую возможность, но не счел нужным ее раскрыть в сюжетеромана. Ему хотелось показать Базарова одиночкой. Ведь даже когда он при езжаетв провинциальный город, он не встречает людей своего уровня и круга.Здесьперед ним за искивают люди, извращающие передовые идеи эпохи, стремящиесяприкрыть свою духовную пустоту новейшими понятиями, модными слова ми. И Базаровс презрением отворачивается от них. Сопоставив Базарова с Ситниковым иКукшиной, писатель оттенил этим всю значитель ность его характера, всюсерьезность его идейных запросов.

Но последующим развитием сюжета Тургеневпопытался доказать несостоятельность материалистических взглядов своего героя.Испытанием его характера и его убеждений стали отношения с Одинцовой, благодарякоторым он дол жен был на собственном опыте убедиться в том, что существуютромантические чувства и что они бывают очень глубоки и сильны.Однако привести Базарова на любовное свида ние моглагероиня, не похожая на прежних геро инь Тургенева, юных девушек с наивностью ине посредственностью переживаний.

Одинцову писа тель изобразил как человеканезаурядного, умно го, пытливого и в то же время как женщину при влекательную,красивую, с аристократическими манерами.Такая женщина оказалась способнойувлечь нигилиста , возбудить в его душе неведо мые до этого чувства Поэтомутак мучителен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны.

Куль минацией этойсюжетной линии является призна ние Базарова в любви. Но здесь нет авторской иро нии,так как для Тургенева любовь всегда была проявлением высших человеческихкачеств, кри терием его нравственности, чести, добродетели.Базаров не толькострадает от любовной неудачи, не только теряет былой оптимизм и уверенность, нои по-новому мыслит, по-новому относится к жизни.

Он говорит Аркадию, чточеловеческая личность представляется ему теперь чем-то ни чтожным в бесконечномпространстве и времени. Базаров долго хандрит в доме родителей, затемлегкомысленно любезничает с Феничкой и прини мает вызов Павла Петровича надуэль, нелепость которой сам хорошо понимает.Вскоре мрачный скептицизм,подавленность приводят к небреж ности при вскрытии трупа, он получает заражениекрови и умирает в расцвете сил, назвав себя перед смертью ненужным для Россиичеловеком.Такой конец главного героя глубоко символичен.Писатель не связывает с людьми типа База рова обновления России, однако какзамечатель ный художник предвосхищает появление людей, способных на великиедела и благородные поступ ки. На дуэли нравственное превосходство Базаро ва надКирсановым проявляется еще отчетливее, чем в их спорах.

А свою случайную инелепую смерть Базаров принимает с такой стойкостью, на какую не были способныего идейные противники и которая превращает гибель героя в его апофеоз.