Художественные особенности романа "Отцы и дети"

Художественныеособенности романа Отцы и дети .Романы И. С. Тургенева своеобразная худо жественнаялетопись 60 70-х годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны стем временем, в котором жил и творил писатель.Можно выделить ряд художественных особенностей романа Отцы и дети . Этот роман невелик по объему.Его действие развертывается безпобоч ных сюжетов. Стремясь запечатлеть в художест венной форме быстросменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургеневотносит действие романа к точно обозначенному времени.

Так, сюжетные события внем начинают ся определенной датой 20 мая 1859 г.Биография героев Отцов и детей описывает ся топодробно и развернуто Павел Петрович, Ни колай Петрович , то кратко, бегло читатель мало знает о прошлом Базарова, Фенички, Одинцовой . Герой романа типичный и лучший представи тель своей социальной группы. У Тургенева Евге ниюБазарову отведено особое место. В романе 28 глав. Только в двух из них непоявляется Базаров.Он стремится понять, в чем смысл жизни, ради чего стоитжить, работать, наконец, любить.

Но его поиски терпят крах. Условия русскойжизни обрекают его на неудачу. Умирает Базаров кон чается роман.И Тургеневпоследние, глубоко про чувствованные строки посвящает Базарову Какое быстрастное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие наней, безмятежно глядят на нас своими невинными гла зами не об одном вечномспокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодуш ной природы они говорят также о вечном при мирении и о жизни бесконечной Идейная позиция тургеневского героя особенно нагляднопроявляется в спорах. В них. речь идет об остром, непримиримом конфликте нестолько между представителями разных поколений, сколько между аристократами идемократами, между либералами и революционерами-разночин цами.Очень символичен, значим в романе Отцы и дети пейзаж.

Так, в начале романа пейзаж отра жает бедность, нищету, запустение Речки с об рытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревенькис низкими избами Он как бы подводит к мысли о необходимости унич тожениятех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение.Лиризмом, печалью проникнут пейзаж в пос леднихстроках романа.

В описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров,писа тель вложил неподдельное чувство утраты, ис кренней боли. И в то же времяон утверждает, что страстное, грешное, бунтующее сердце его героя билось воимя временных целей.Композиционная роль пейзажа очень разнооб разна.Иногда он как бы обрамляет действие, давая читателю представление лишь о том,где и когда это действие происходит.Нелепость, вздорность затеянной Павлом Пет ровичемдуэли с Базаровым оттеняется описанием славного, свежего утра, росы, которая блиста ла серебром на паутинках , неба, с которого сы пались песнижаворонков , фигурой крестьянина, гнавшего двух спутанных лошадей . Вот как на чинаетТургенев описание этого события Утро было славное, свежее маленькие пестрыетучки стояли барашками на бледно-ясной лазури мел кая роса высыпала на листьяхи травах, блистала серебром на паутинках Иногда пейзаж рисуется Тургеневым в кон трасте снастроением и переживаниями героя.

Так, картина вечереющего дня настраивает Ни колаяПетровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания, заставляетсопе реживать, сочувствовать природе.

Сочувствуя, Николай Петрович покоряетсяее очарованию, лю бимые стихи приходят ему на память, уми ротворенный,успокоенный, он думает Как хоро шо, боже мой! Язык персонажей романа Отцы и дети резкоиндивидуален, отражает их духовный мир. В речи Кирсанова-старшего мы видимстрогую логич ность, отвлеченность в суждениях, обилие ино странных слов,произносимых по-русски и по-французски, острую полемичность.

В речи Аркадиячувствуется, с одной стороны, юношес кий задор, подражание нигилисту ,стремление несколько приподнять себя с другой болтли вость, неуравновешенность,страсть к красивой фразе.Для ради важности держат , говорил он о тетушкеОдинцовой.В языке Базарова проявляется остроумие, сме лость,резкость суждений, некоторая грубоватость, почти дерзость . В жестком споре,когда Павел Петрович, ссылаясь на прошлое, пытался убедить Базарова вошибочности его взглядов, последний спокойно, но смело сказал, обобщая Аристократизм, либерализм, прогресс, принци пы сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром ненужны .Итак, в языке персонажей Тургенева отража ется ихяркая индивидуальность, широта или, на оборот, немощность духовного развития, их инте ресы, наклонности.Проза Тургенева музыкальна, ритмична.

От цы и дети высокохудожественное произведе ние XIX века.