Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 г.

Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 г.Русская деревня Какая она?Что мы имеем в виду, когда произносим слово деревня ? Сразу жевспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А ещевспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие мозолистые руки. У каждого,наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне.Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, кактрудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этойжизни.

Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Однивосхищались деревенской природой и учились в истине блаженствонаходить , иные видели истинное положение крестьян и называли деревнюнищей, а ее избы - серыми.В советское время тема судьбы русской деревни сталачуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужносказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо. Вспомним Поднятую целину Шолохова, Котлован Платонова, поэмыТвардовского По праву памяти и Страна Муравия . Этипроизведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русскогокрестьянства, показать положение деревни.

Но все же эта тема остается для насзагадкой, ведь о великом переломе принято было умалчивать. Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись.Быль - забыть . Нозабыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются всовременности, в нашей сегодняшней жизни.

В повести Прощание сМатерой В.Распутин ставит перед читателем вопрос нужно ли затоплятьдеревню, если вышестоящие организации решили поставить там ГЭС? Разумеется,научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян роднойМатеры? Деревня должна уйти под воду, а жители - переселиться в другую деревню.Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого приказали - будь добр,подчиняйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение.

Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто расстаться сМатерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей,дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу.Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает избу перед тем, как еенавсегда покинуть.Как мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбесвоей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем,что наука важнее природы и они должны переселиться во что бы то ни стало.

Нетолько люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения вжизнь. Вспомним могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, нипила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но так ли вечна природа?В.Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьбаМатеры - ведущая тема этого произведения.Ну а что случалось с крестьянами,когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали наСоловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым.Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В.Быкова Облава . Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которыхлюбил безумно.

Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его сродной земли-матушки. Но Хведор, вытерпев и пережив все, опять возвращается наРодину.Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что они не могутжить без родной земли.

К этой же теме примыкает рассказ А. И. Солженицына Матрениндвор . Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселилсяв избе крестьянки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую жизнь глазамиинтеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища. Это былатемная комната, в которую свет попадал только из окна, это многочисленныетараканы и мыши, хромая кошка.Матрена живет уже в то время, когда позадиостались гражданская война, коллективизация.

Неужели в пятидесятые годыкрестьяне был такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженногохозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цветада колченогая кошка - вот весь скот Матрены. Судьба крестьянки достаточнотрагична Матрена была больна, но не считалась инвалидом, она не работала вколхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того. чтобы получить пенсию заумершего мужа, нужно было обойти множество учреждений.Одним словом, как пишетсам писатель, много было наворочено несправедливости с Матреной Но,несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась.

Она настолько добра ибесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе всамую последнюю очередь - лишь бы квартиранту было хорошо. Но злость и жадностьокружающих погубили крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезднесколько человек, в том числе и Матрена.В конце рассказа автор пишет, чтоименно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится земля.