рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трансформация жанровой культуры и литературы Древнего Египта

Работа сделанна в 1993 году

Трансформация жанровой культуры и литературы Древнего Египта - раздел Литература, - 1993 год - Трансформация Жанровой Культуры Литературы Девнего Египта В Рамках Этой Работ...

Трансформация жанровой культуры литературы Девнего Египта В рамках этой работы мы попытаемся проследить жанровую структуру египетской литературы и ее трансформацию в разные периоды развития цивилизации Древнего Египта, а так же остановиться не некоторых из них. Библиографической основой для работы послужили энциклопедии Краткая литературная энциклопедия, М Сов энциклопедия, 1964 Литературный энциклопедический словарь, М Сов. энц 1987 и книги Л. Дойеля Завещанное временем, М Наука, 1980, К. Керама Боги гробницы ученые, М Изд-во иностранной литературы, 1960, И. В. Рака Мифы Древнего Египта, СПб Петро-РИФ, 1993, И. П. Шмелева Золото Древнего Египта, М ИМА- ПРЕСС, 1990, Леонарда Котрелла Во времена Фараонов, М Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982. Тексты цитировались по книге Сказки и повести Древнего Египта Л-д Наука, 1979. Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э к периоду Древнего Царства.

Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры.

Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся переработке в более поздние периоды развития египетской литературы.Но, говоря о жанре, стоит заметить, что далеко не всегда можно с точностью определить принадлежность того или иного произведения к определенному жанру. Например, жанр поучения, один из древнейших, связан с политическими памфлетами, реченияминапример, Речения Ипусера, а вступления к ним иногда напоминают окаймляющую рамку в сказках например, Поучения Неферти.

В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, например, гимн Приключения Синухета, басня в иных случаях близка к сказке. Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетской литературы является дифундирование, взаимопроникновение жанров.Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения, как правило авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста. Искусность и сложность композиции, изощренность стиля, умение объединить одной рамкой несколько сюжетных линий.

Подобные элементы построения произведения встречаются в сказках о фараоне Хуфу и чародеях, в Сказке о потерпевшем кораблекрушение и, прежде всего, в Поучениях Неферти.

Этот жанр, получив широкое распространение в эпоху Среднего Царства, развивается на базе более изысканных литературных традиций, а, стало быть, и приемов. Авторы прибегают к рефренам, повторению слов аллитерациям, параллелизму членов т. е. к выражению одной мысли разными словами Открываются для тебя врата неба, отверзаются для тебя врата прохлады . Тематика поучений не всегда меняется от раза к разу, от эпохи к эпохе.

В Поучении Птахотепа, содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что бог возвышает знатного человека, просящему рекомендуется набраться смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения пронизано все произведение. Подобная мысль встречается и в поучениях мудреца Ипувера и Ноферреху.Здесь описывается в иносказательной форме восстание рабов, происшедшее в конце Среднего Царства.

К несколько более раннему времени относится Поучение гераклеопольского царя Охтоя своему сыну Мери-ка- Ра, которое содержит советы относительно управления государством в период смутного времени. Охтой утверждает божественное происхождение власти, назначенной добрым пастырем, то есть Богом. Литература древних была самым тесным образом связана с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму.Таковы магические заклинания , религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму.

Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам, которые входили в различные сборники. Так, еще в Текстах пирамид содержатся гимны Ра, Озирису.Хети стал автором Гимна Нилу , напоминающего гимны другим богам, так как Нил считался божеством и его почитали под именем Хапи. Но не Хапи, не бог воспевается и прославляется в нем, а именно река, приносящая пищу творящее прекрасное Слава тебе, Хапи Ты пришел в эту землю, Явился, чтобы оживить Египет Он орошает поля, созданные Ра, Чтобы дать жизнь каждой козе Среди гимнов богам представляют наибольший интерес гимны верховному государственному богу Амону и в особенности гимны единому богу солнца Атону, культ которого установил еще Эхнатон, отец Тутанхатона в последствии Тутанхамона.

Сверкает и блестит на горизонте утром, Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.И тает мрак ночной под сенью рук горящих.

Ликуют два Египта, и жаркий юг и север. И на ноги встает от сна восставший люд. Омыв себя водою и взяв свои одежды, Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты. Во всей земле твоей творят свою работу. И мирно бродит скот на пастбищах своих. Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья, И птицы вылетают из гнезд своих ночных. Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны фараонам. Этот жанр имеет и историческую ценность.Наиболее характерный в жанровом отношении текст гимна фараону относится к эпохе среднего царства.

Это - Гимн Сенусерту III, в котором восхваляется царь в качестве победителя врагов и защитника своих владений. Подобные гимны входили в более объемные сборники, типа Рассказ Синухета. Сохранилось более 25 списков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на стенах одной гробницы. Основная тенденция Истории Синухета та же, что и в речениях Неферти и наставлениях Аменемхета I прославление новой династии.Недаром таким милостивым выведен Сенусерт I Автор не только очень умело воспользовался формой автобиографии, но и , возможно, впервые, в мировой литературе сумел передать переживания своего героя - страх, тоску по родине.

Последний мотив встретится еще ни раз, но ни где он не будет выражен так проникновенно и с такой экспрессией. Значительного развития этот жанр достигает в эпоху Нового Царства, когда завоевательная политика фараонов находится в зените славы и почета.Своего рода развернутой формой царского гимна является Поэма о битве при Кадеше, в которой поэт в риторической форме описывает победу Рамзеса II над хеттами.

Однако, не во всех жанрах центральной фигурой является правитель Египта. Могущественный владыка отходит на второй план в народных песнях, сказках и приданиях . Один из папирусов содержит древнейшую в мире запись сказки - Сказки о потерпевшем кораблекрушение. Автор умело использует народную фантастику.История создания этой сказки весьма традиционна, так как множество сказок рождались в результате обрастания мифическими сюжетами устных жанров.

Уцелевшая часть рамки подтверждает предположение о том, что эта сказка - последняя из несохранившегося цикла.Язык сказки прост и метафоричен. Заканчивается она характерным приемом для подобного жанра - поговоркой, народной мудростью Не хитри со мной, мой друг. Незачем поить на заре птицу, которую утром зарежут Мотивы земледельческой жизни, переплетенные с причудливой сакральной фантастикой, встречаются в сказках более позднего времени.

Такова сказка О двух братьях, написанная в эпоху правления династии Рамзесов. Основные мотивы сказки О двух братьях, как то чудесные превращения главного героя, злобы жены, невинности молодости и торжества добродетели сохранились и в позднейших сказочных сюжетах, в частности, в сказке О красноречивом жителе оазиса. В ней читателя, возможно, привлекало стилистическое оформление, так как оно похоже на элементы, разработанные в рамках жанра притчи.Интересен и диапазон героев этой сказки от крестьянина до фараона.

Уже этот момент предполагает историзм, который предельно отчетливо выражен в так называемых исторических сказках, например, Сказка о фараоне Секененра и гиксосском царе Апопи. В подобных сказках действие группируется вокруг реальных событий и персонажей. Здесь истина причудливо смешивается с вымыслом.Но не только в этом проявляются новшества эпохи Нового царства действие волшебных сказок все чаще и чаще переносится в другие страны, приобретая чужие мотивы, которые позднее преобразуются в так называемые бродячие сюжеты. Посредством подобного смешения, существовавшего всегда, но в крайне малой степени, происходит синтез литературных традиций, что способствует появлению раннефилософских мотивов даже в тех же сказках.

Такова суть Беседы разочарованного со своей душой. Это - диалог двух начал в человеке, воплощенных в главном герое и в Ба, душе человека.По жанру это произведение граничит с притчей, хотя и оформлено в виде диалога. Главный герой, не сумевший найти себя в мире, видит только один выход - смерть, как избавление от страданий Смерть вообще часто сопоставляется в подобных текстах, как и в сакральной традиции египтян, с выздоровлением после болезни.

Смерть стоит сегодня предо мною, Как ощущение человека, желающего снова увидеть свой дом, После того, как он провел долгие годы в плену.В отчаянии человека проглядывает сомнение в существовании загробного культа, что ставит под сомнение всю систему ценностей этого мира для египтянина, оставляя надежду на утешение лишь в потустороннем мире Если ты вспомнишь о погребении, то это горе, проливание слез, огорчение человека, когда его бросают на холме.

Никогда ты не выйдешь, чтобы увидеть солнце. Те, которые строили из гранита увидели свои жертвенники пустыми. Их постигла та же участь, что и усталых, которые умерли на плотах . Здесь человек рассматривается в глубинных связях с природой, главная из которых - смерть.Перед ней исчезают социальные различия и вражда.

И композиция, и стиль диалога указывают на авторство одного лица. Свое собственное мировосприятие автора нашло отражение в этом произведении.В нем присутствуют два обязательные элемента религии египтян жизнь настоящая, воплощенная в образе души и жизнь прошлую, воплощенную в образе человека, находящего утешение лишь в религиозных догмах, ведь смерть сулит вечное блаженство в полях Иалу. Итак, диалог поникнут скепсисом и сомнением по отношению к реальному миру. Построение его диалога сложно, так как перемежаются проза и песни с определенными рефренами в каждом из последних стихотворных отрывков, состоящих из трех строф.

Еще большей автобиографичностью обладает песня вельможи Уны найдена в гробнице в Абидосе , жившего в период царствования VI династии. Эта надпись интересна и но своей необычной форме, она составлена от имени умершего, и по построению оно состоит из двустиший с жестким ритмом и содержит параллелизм.Это войско вернулось благополучно, разворотив страну бедуинов.

Это войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов. Это войско вернулось благополучно, снеся ее крепости. Это войско вернулось благополучно, зажегши огонь во всех ее Это войско вернулось благополучно, перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч. Это войско вернулось благополучно, захватив в ней пленными премногие отряды. Однако с течением времени политическая мощь Египта ослабевает.В XI веке Египетское государство теряет не только свои владения, но и почти весь свой авторитет в Передней Азии. Эти важные исторические факты отражены в другом произведении о походе на этот раз мирном.

Это - Путешествие Уну - Амона, посланного в Сирию, когда в Фивах правил первосвященник Амона Херихор, захвативший впоследствии верховную власть в свои руки. Можно предполагать, что историзм - основная черта этого произведения. В соответствии с этим весь рассказ выдержан в строго реалистическом стиле, но мастерски облечен в художественную форму.Это произведение, как и многие другие, обладает внутренней ритмикой авторы всегда стремились создать ритмическое чередование отдельных образов, предложений и , даже, слов. Не редко использовались параллелизмы, о чем уже было сказано ранее.

Большое значение придавалось музыкальному построению произведений в связи с этим появляются первые приемы оформления поэтической речи рефрены, анафоры, ассонансы, аллитерации, внутренние рифмы. Особенно часто использовались сравнения и яркие художественные образы разгневанный фараон говорит о себе, что он стал подобно змее в пустыни холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и так далее.

Особое значение имело стилистическое единство текста. Возможно, стилистика преподавалась писцам в специальных школах, где они разбирали различные тексты с точки зрения стиля. И именно это позволяет нам утверждать, что Древнеегипетская литература достигла высочайшего художественного совершенства.Сами египтяне считали литературу Среднего царства классической недаром произведения этого времени сохранились в таком количестве позднейших списков, а язык их служил образцом для подражания.

– Конец работы –

Используемые теги: Трансформация, жанровой, культуры, литературы, Древн, Египта0.104

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трансформация жанровой культуры и литературы Древнего Египта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Трансформация жанровой культуры и литературы Древнего Египта
Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся… В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы…

Трансформация жанровой структуры литературы древнего Египта
Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся… Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетской литературы является “дифундирование”,…

Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи
С детства тайны и загадки влекли меня к себе и именно по этому тема древних цивилизаций интересна мне, как никакая другая.Египетские пирамиды -… Древний Египет, на мой взгляд таит в себе больше загадок чем любая другая… Считается, что своему раннему благополучию Древний Египет целиком обязан реке Нил, вся долина которой представляет…

Краткая характеристика культуры Древнего Египта
Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды… Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы,… Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный контраст между…

Культура Древнего Египта
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, … В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и… Цель данной курсовой работы - описать культуру древнего Египта.Для того чтобы раскрыть данную цель необходимо решить…

Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни
Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют Миср. Название Египет происходит от… Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал… Его жизнь освещена в мифе Озирис и Исида. Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем в…

Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
На сайте allrefs.net читайте: Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры.

Культура Древнего Египта
Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов.М 3. Культурология в вопросах и ответах. Под… М 5. Тайлор Э. Первобытная культура. М 6. Лихачев Д.С. Сочинения в 3-хорошо томах. М 7. Соловьев В. Сочинения в…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Литература Древнего Египта
К памятниках литературы древнего царства (3 тыс. до н.э.) относятся «Книги пирамид» - надписи на древнеегипетском языке в погребальных помещениях… Анализ текстов обнаруживает в них фольклорные художестве6нные средства:… В предназначенных для произнесения формулах нет последовательного движения от главного к неглавному и, наоборот, нет…

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии) Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…
  • Культура Древнего Египта На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, … В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и… Цель данной курсовой работы - описать культуру древнего Египта.Для того чтобы раскрыть данную цель необходимо решить…
  • Краткая характеристика культуры Древнего Египта Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды… Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы,… Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный контраст между…
  • Культура Древнего Египта Парадокс, однако, состоит в том, что источники по истории древнего Египта гораздо более скупы и обрывочны, чем материалы по истории Шумера,… Иероглифические надписи и рисунки на их поверхностях таят значительную… Из всего сказанного следует малоутешительный вывод наше представление о Египте, как о чем то давно и хорошо знакомом…
  • Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…