Мотивы лирики М. Цветаевой

Мотивы лирики М.ЦветаевойЖизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, котораяс первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условиядля развития природного дара. Такой яркой и трагической была судьба МариныЦветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ееличности и поэзии для нее это нерасторжимое единство резко выходило из общегокруга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этомбыла и сила, и самобытность ее поэтического слова.

Со страстной убежденностьюпровозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип быть только самой собой,ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, обернулся в дальнейшемнеразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы. Моя любимая поэтессаМ.Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась . Рябина стала символом судьбы, тожепереходной и горькой.Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве,отчему дому. Она вобрала в себя мятежную натуру матери.

Недаром самыепроникновенные стихи в ее прозе о Пугачеве, в стихах о Родине. Ее поэзия вошлав культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни.Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегдаугасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти единственнымсредством самовыражения.Она поверяла им все По тебе тоскует наша зала, Ты в тени ее видал едва. По тебе тоскуют те слова, Что в тени тебе я не сказала . Следуетотметить, что победоносная слава шла к Цветаевой подобно шквалу.

Если Ахматовусравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Уже в 1912 годувыходит ее сборник стихов Волшебный фонарь . Характерно обращение к читателю, которым открывалсяэтот сборник Милый читатель!Смеясь как ребенок, Весело встреть мойволшебный фонарь.Искренний смех твой -да будет он звонок И безотчетен, каквстарь . В Волшебном фонаре Цветаевой мы видим зарисовкисемейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы иТарусы В небе - вечер, в небе - тучки, В синем сумраке бульвар.

Наша девочка устала, Улыбаться перестала. Держат маленькие ручки Синий шар . В этой книге впервыепоявилась у Марины Цветаевой тема любви.Многие нынешние сборники Цветаевойоткрываются стихотворением Моим стихам, написанным так рано Созданное в 1913 году, в пору юности, оно стало программньм и пророческим Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся,как маленькие черти, В святилище, гдесон и фимиам, Моим стихам, какдрагоценным винам, Настанет своичеред . Трагедия Цветаевой началась с первых же ее шагов в литературе.

Тобыла трагедия одиночества и непризнанности. Прекрасными были цветаевскиестихотворения Последняя встреча , Декабрь и январь , Эпилог , Итог дня . В 1913-1915 гг. Цветаева создает свои Юношескиестихи , которые никогда не издавались.Сейчас большинство произведенийнапечатано, но стихи рассыпаны по различным сборникам. Необходимо сказать, что Юношеские стихи полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья.В них много солнца, воздуха, моря и юного счастья.

Что касается революции 1917года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, проливаемая вгражданской войне, отталкивала Цветаеву от революции Белый был - краснымстал Кровь обагрила. Красным был - белый стал Смерть победила . Это был плач, крикдуши поэтессы.В 1922 г. вышла ее первая книга Версты , состоящая изстихов, написанных в 1916 г. В Верстах воспета любовь к городу наНеве, в них много пространства, дорог, ветра, быстро бегущих туч и солнца,лунных ночей.

В Верстах есть целый цикл стихов, посвященных Блоку.Он для Цветаевой - рыцарь без укоризны . В том же году Маринапереезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около тридцатистихотворений.В ноябре 1925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет. ВоФранции она пишет свою Поэму Лестницы - одно из самых острых,антибуржуазных произведений.

Можно с уверенностью сказать, что ПоэмаЛестницы - вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдеттолько здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание, арестованыее дочь и муж, которых она нежно любила.Одним из последних произведенийЦветаевой было стихотворение Не умрешь, народ , которое достойнозавершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляетбессмертие народов, борющихся за свою независимость.

Поэзия Цветаевой открытовошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя - огромного, какокеан народного читателя, какого при жизни ей так не хватало. В общей историиотечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать особое, достойноеместо.Подлинное новаторство ее поэтической речи было естественным воплощениемв слове мятущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа.