рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Метафизика русской прозы, вопросы литературы безвременья

Метафизика русской прозы, вопросы литературы безвременья - раздел Литература, Метафизикарусской Прозывопросы Литературы Безвременьяо Необходимости Модерни...

Метафизикарусской прозыВопросы литературы безвременьяО необходимости модернистской прививки, то естьобновления, дабы осовременить русский дичок , говорить начали еще вшестидесятых годах. Тогда действительно складывалось в литературе новоепространство двух художественных мировоззрений. Сошлись писательские судьбы,обладавшие различным жизненным, духовным опытом.Общим же было время - инеобходимость восстановления доверия к литературе, то есть необходимостьсамосознания. Одним из главных стало требование всей правды.

Эту правдувыстрадали в лагерных, военных, крестьянских мучениях. Она обладала огромнойдуховной силой. Она сделалась достоянием литературы, но не столько какисторический документ, сколько как новая образующая художественного строя -новое мировоззрение. Правда новой реалистической прозы была бунтом. Но отнесогласия с жизнью уходят не только в бунт - уходят и в мечту.Собственно, втом состояло краткое послабление после разоблачения Сталина, что о свободестало возможным мечтать.Наше западничество всегда было от мечты, а мечта- от произвола.

От Герцена до самой революции западники наши жаждали равенстваи обновления. Но если дореволюционные грезеры мечтали о царстверавенства, то обновленцы шестидесятых грезили неравенством и свободой от какихбы то ни было идеологий тяготели к западной культуре, к западномухудожественному опыту, но не на том основании, что были глубоко с нимизнакомы то были только знаки, символы чего-то нового.Поэтому в литературномобновлении шестидесятых, у самих обновленцев, не было выношенного глубокогосмысла, а только маска фантазии.

И каковы бы ни были потом ее пестрыемодернистские краски, однако их не хватало, чтобы скрыть пустоту. Пустота поглотилаталант Гладилина.Поглотила и половину одного из лучших романов ВасилияАксенова - Ожог . И это те, на кого в шестидесятых годах возлагалисьособые надежды, кого считали зачинателями новой литературной эпохи!Мечта без бунта привела в подполье целоепоколение, у которого не оказалось своих правды, веры, убеждений.

Бунтом немогут быть нигилизм и безверие, а именно они и завелись, как гнильца, влитературном подполье в апокалипсисе семидесятых годов, после пражскойвесны , с судебными расправами над литературой, с новыми гонениями,произволом и совсем уж беспросветным мраком общественного состояния была утрачена не столько социальная вера, уже избывшая себя после разоблачениясталинских злодеяний, сколько духовная - сама потребность в вере.Плодом этого безверия, безвременья и сталаироническая литература.

Она никогда в художественном отношении не была явлениемцельным. Постмодернистские устремления в иронической литературе существуютнаравне с реалистическими, а принадлежность к той или иной художественнойконцепции далека от самого творчества.Для этой литературы формообразующимисвойствами обладает сама ирония, которая все, что есть высокого в человеке и вискусстве, разрушает, потому что иначе ей не на чем и нечем существовать.Разрушение - это ее единственное топливо.

Сжигается же то, что уже созданочьей-то творческой волей, и в этом смысле не создается ничего собственнонового. Само горение и продукты горения имеют необычайный художественный вид, окотором можно сказать это все, что осталось от того-то или того-то.Но продукт сгорания не сделаешь топливом дляэволюции литературы, назначение иронии в которой разве что хищническое -пожрать все сколько-нибудь ослабшее, захватить все худо лежащее.Все, чтогодится на растопку! Поэтому и существует ироническая литература под разнымивидами на жительство.Под видом якобы реалистической от Петрушевской иВалерия Попова до Юрия Козлова и Александра Бородыни.

Под вывескойпостмодернистской от подзабытых Татьяны Толстой, Вячеслава Пьецуха до новейшихВиктора Пелевина и Юрия Буйды. Однако художественный строй и в том, и в другомслучае формирует пародия - пародия как принцип, как прием, как идея. Ей всеподвластно, ей все годится.Но есть и излюбленные предметы, например,трагико-романтический пафос, штампы соцреализма, цитаты из русской классики.

Впроцессе пожирания все эти предметы превращаются в анекдот - исторический,бытовой, философский, геополитический.Основа классическая анекдота - небывальщина,фантасмагорическое превращение из серьезного в смешное.Анекдоты же ироническойлитературы усиливают в себе и другой элемент небывальщины, его-то и делая, посути, новым оглупление жизни, что есть следствие внутреннего личного бессилияперед ней. Поэтому ложь и зло, сделавшись смешными, не перестают быть,становясь уже родом художественной энергии.

Ирония лишается лирического своегоначала, то есть лишается собственно смешного. Остается злая усмешка над самимчеловеком, цинизм, извращающий до неправдоподобия человеческое существо. Фантасмагория иронического свойства - это не только метаморфоза смешного иметаморфоза зла. Это еще и поэтизация насилия, произвола, которым живетзаточенная в подполье мечта.Плен, бессилие - в жизни действительной и иллюзиясвободы - в той, которую воображаешь.Ирония - это произведение в произведении, одно изкоторых принадлежит перу самого Героя иронической литературы, этого человека из подполья . Герой подполья с существующим миропорядком несогласен, но идти против него из-за бессилия не может.

Это бессилие истановится его развлечением, развращающим душу и ум. Да, он страдает иразоблачает приносящий страдание мир, однако низость чувств, безверие лишаютэти его страдания смысла.Разоблачение мира оказывается разоблачением самогосебя.

Потаенная извращенная умственная свобода оказывается не свободой духа, апороком. Идеи обновления являются, усиливаются вотсутствие истинного пространства и масштаба литературы, как бы в отсутствиедуха и смысла, с утратой веры, исторической памяти, основания.Но разве недостаточно революции, сталинского геноцида, войн, разве мало было у нас общихвсем мучений, чтобы почувствовать себя русскими людьми? Страдание, если оноодно на всех, обостряет национальное самосознание, усиливает в народе именнообщее, то есть национальные черты. Страдальческий опыт - вот что фундаментируети питает наши национальные чувства.

Мы обособились от мира, загородились отнего своим страдальческим опытом. Литература же делит страдания со своимнародом, наполняется его чертами, как бы воспалены они ни были. Социальные,общественные противоречия - это лишь поверхность неустроенности духовной.Она иесть настоящая национальная болезнь, постичь которую возможно, лишь проникнув вглубину народной души . Сказать, что опыт современный человеческий страшен значит ничего не сказать.

Мы давно и незаметно перешагнули границу зла, закоторой начало нового испытания, искупление содеянного. Но как цинизм совсемобесчеловечил ироническую литературу, так жестокость обезобразила современнуюреалистическую прозу. И она тоже становится бесчеловечной. Одни презрительноотказались от бытописания - и пишут бесчеловечно, потому что совесть свободномуискусству не судья.Другие, под маской реалистической, с тем же презрительнымневерием отвернулись от красоты и правды добра в человеке, потому что без нихжестокость и делается художественно достоверней.Русская же литература всегда жила тем, чтописательство понималось как долг нравственный.

Сначала воспамятование - правда,проникнутая историзмом. Затем движение - к правде социальной с ее напряжениемстрастей человеческих и судеб.После того все повороты и изгибы раскованны.Правда возжигает свет в человеке, в его бытии, которое делается поэтомуосмысленным, но не хватает малого.

В этом малом - вечное борение человека. Раноили поздно, но требование правды превращается в такую же творческую потребностьпознания, постижения уже чего-то большего - Истины. Усталость межвременьяпроходит. Безмыслие и сосредоточенность литературы на самой себе возможнытолько как недолгая передышка. Потребность познания намного сильней ичеловечнейСтатья Олега ОлеговичаПавлова.

– Конец работы –

Используемые теги: метафизика, Русской, прозы, вопросы, литературы, безвременья0.091

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Метафизика русской прозы, вопросы литературы безвременья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

Примерные вопросы к экзамену по КУРСУ История русской литературы
История русской литературы для группы КЛ... Периодизация древнерусской... Повесть временных лет как первый сохранившийся памятник летописного повествования Основные идеи летописи Поучение...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Метафизика русской прозы
И если в началах европейского просвещения России это отречение и происходило из незнания и трагической оторванности нового русского дворянства от… С другой стороны, почти сломлен был тот общий взгляд на русскую поэзию в части… И как ни удивительно, но затворы русской литературы не распахнулись, а, напротив, сделались еще глуше и крепче, ибо…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века
Ведь любовь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь… Ведь Эрот самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, …

Проблема происхождения русского народа в отечественной литературе советского и пост-советского периодов
Они создали свое могущественное государство - Киевскую Русь, игравшее на Востоке Европы ту же роль, что на Западе государство Карла Великого.… Споры вокруг проблематики славянского этногенеза и возникновения этнонима рос… Байер, несмотря на всю свою западноевропейскую ученость, не был знаком с русским языком и из-за этого был неспособен…

Русский национальный характер (в трудах русских философов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…

Серебряный век русской литературы. В. Хлебников
Культурная атмосфера семьи способствовала быстрому интеллектуальному развитию будущего поэта, разносторонности его интересов иностранные языки,… Судьба определилась литература и философско-математические изыскания.… Устанавливаются дружеские отношения с молодыми художниками Хлебников был одаренным художником. Однако сближение с…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Нравственные проблемы общества в современной литературе (Русские люди в рассказах В.М. Шукшина) Но при этом Шукшин сумел выразить в своихпроизведениях мир современного человека, сложный, запутанный мир человекаэпохи застоя.Шукшин раскрывает и… Его самобытность в особой манеремышления, восприятия мира, особом угле зрения… А в сущности ведь вся наша жизнь и состоит из таких мелочей.И Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы,…
  • Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина Эти девушки - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости иженской прелести. Однако характеры у этих героинь довольно разные. Софья- сложный для… Глубокой основой ее образа является народность. Именноэто помогло Татьяне… Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы,деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных…
  • Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 г. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни.… Но все же эта тема остается для насзагадкой, ведь о великом переломе принято… В повести Прощание сМатерой В.Распутин ставит перед читателем вопрос нужно ли затоплятьдеревню, если вышестоящие…
  • Русская литература XVIII века Периодизация 1. 1700-1730 гг. предклассицистический . Произведения отличаются большой жанровой и стилистической пестротой, во многом связаны с… Представители Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. 3. 1750-1790 гг.… Представители Фонвизин, Державин, Княжнин, Капнист. Литература Петровского времени Приклады, како пишутся комплименты…
  • Рецензия на произведение современной русской литературы.("Роковые яйца" Булгакова) Написана она легко, интересно. Некоторыекритики называли это творение Булгакова пустячком . Они считали, что… Вс , что за пределами этих наук,для него как бы не существует. Он мог бы сказать о себе я уч ный, а вс остальное мне…