Анализ литературно-художественного произведения

Анализ литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следуетразличать идейное содержание и художественную форму.А. Идейное содержание включает 1 тематику произведения -выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии 2 проблематику - наиболеесущественные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров,выделенные и усиленные им в художественном изображении 3 пафос произведения -идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность .Пафос -высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в еготворчестве.

Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллективаявляется выражением героического пафоса, причем действия героя иликоллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлениювысоких гуманистических принципов.Предпосылкой героического в художественнойлитературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, занациональную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.Когда автор утверждает дела и переживания людей,которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением квозвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то переднами трагический пафос.

Формы трагического весьма разнообразны иисторически изменчивы.Драматический пафос отличается отсутствиемпринципиального характера противостояния человека внеличностным враждебнымобстоятельствам.

Трагический характер всегда отмечен исключительнойнравственной высотой и значительностью.Различия характеров Катерины в Грозе и Ларисы в Бесприданнице Островского наглядно демонстрируют разницу вуказанных видах пафоса.Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтическийпафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности кэмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальныйпафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувствгероев и писателя.

Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало иреализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.Общей эстетической категорией отрицания негативныхтенденций является категория комического.Комическое - это форма жизни,претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительноесодержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективныйисточник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически.

Гневноеотрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характерпафоса сатиры.Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовойсфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемоепротиворечие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен всвоих проявлениях улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка,гомерический хохот.Б. Художественная форма включает 1 Детали предметной изобразительности портрет, поступки персонажей, их переживания и речь монологи идиалоги , бытовая обстановка, пейзаж, сюжет последовательность ивзаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве 2 Композиционные детали порядок, способи мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторскиерассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление композиция образа- соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа 3 Стилистические детали изобразительно-выразительныедетали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфическиеособенности поэтической речи в целом.Схема анализа литературно-художественногопроизведения. 1. Историясоздания.2. Тематика.3. Проблематика.4. Идейнаянаправленность произведения и его эмоциональный пафос.5. Жанровоесвоеобразие.6. Основныехудожественные образы в их системе и внутренних связях.7. Центральныеперсонажи.8. Сюжети особенности строения конфликта.9. Пейзаж,портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.10. Речевой строй произведения авторское описание, повествование,отступления, рассуждения .11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоникапроизведения.12. Место произведения в творчестве писателя.13. Место произведения в истории русской и мировой литературы. Общий план ответа на вопрос о значении творчестваписателя.А. Место писателя в развитии русской литературы.Б. Место писателя в развитии европейской мировой литературы.1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя. 2. Традициии новаторство писателя в области а идей б тематики, проблематики в творческого метода и стиля г жанра д речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы,критики.Примерный план характеристики художественногообраза-персонажа. Вступление.

Местоперсонажа в системе образов произведения.Главная часть.

Характеристикаперсонажа как определенного социального типа.1. Социальноеи материальное положение.2. Внешний облик.3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов,склонностей и привычек а характер деятельности иосновных жизненных устремлений б влияние на окружающих основнаясфера, виды и типы воздействия .4. Областьчувств а тип отношения к окружающим б особенности внутреннихпереживаний.5. Авторскоеотношение к персонажу.6. Какие черты личности героя выявляются в произведении а с помощью портрета б в авторской характеристике в через характеристику другихдействующих лиц г с помощью предыстории илибиографии д через цепь поступков е в речевой характеристике ж через соседство с другимиперсонажами з через окружающую обстановку.Заключение.

Какаяобщественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирическогостихотворения.

I. Дата написания.II. Реально-биографический и фактический комментарий.III. Жанровое своеобразие.IV. Идейное содержание 1. Ведущаятема.2. Основная мысль.3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамикеили статике.4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.5. Преобладаниеобщественных или личных интонаций.V. Структурастихотворения 1. Сопоставлениеи развитие основных словесных образов а по сходству б по контрасту в по смежности г по ассоциации д по умозаключению.2. Основныеизобразительные средства иносказания, используемые автором метафора,метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония как троп ,сарказм, перифраза.3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур эпитет,повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращениеи восклицание.4. Основные особенности ритмики а тоника, силлабика,силлабо-тоника, дольник, свободный стих б ямб, хорей, пиррихий, спондей,дактиль, амфибрахий, анапест.5. Рифма мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая простая,составная и способы рифмовки парная, перекрестная, кольцевая , игра рифм.6. Строфика двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима,октава, сонет, Онегинская строфа .7. Эвфония благозвучье и звукозапись аллитерация, ассонанс , другиевиды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах. 1. Автор. Даты жизни.

Общественная среда, в которой формировалось егомировоззрение.2. Точное заглавие произведения.

Даты создания и появления в печати.3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основныхсобытий. Общественная среда, представители которой выводятся автором впроизведении дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция,рабочие .4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение состороны экономических и общественно-политических интересов и стремленийсовременников .5. Краткий план содержания.