Вечные законы человеческого бытия в романе Шолохова "Тихий Дон"

РЕФЕРАТПо русской литературе на тему Вечные законы человеческого бытия в романе Шолохова Тихий Дон Ученика 12-го класса Роман-эпопеяМ.А. Шолохова Тихий Дон , несомненно, является наиболее значительным исерьезным его произведением. Здесь автору удивительно хорошо удалось показатьжизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретнымиисторическими событиями.Эпопеяохватывает период великих потрясений в России.Эти потрясения сильно отразилисьна судьбе донского казачества, описанного в романе.

Вечные ценности определяютжизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, которыйотразил Шолохов в романе.Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению,любовь к женщине, необходимость свободы вот те основные ценности, без которыхне мыслит себя вольный казак.Жизньказаков определяется двумя понятиями- они являются воинами и хлеборобамиодновременно. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границахРоссии, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены соружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особеннымплодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уженаходясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированнымвоенным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древнихобычаев и традиций.

У Шолохова казаки показаны именно очень традиционными. Кпримеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не простоорудием производства, а верным другом в бою и товарищем в труде за сердцеберет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку . Всеказаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началомпоследнего находились сотни и тысячи людей . Казаки управляются атаманом,избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется ПантелейПрокофьевич.

Нонеобходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана.Исторически основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков изРоссии в поисках свободной земли крестьяне.

Поэтому казаки в первую очередьявляются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли приизвестном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошимии крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средствупроизводства. Она для них нечто большее.Находясь на чужбине, казак сердцемтянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству.

Григорий, будучи ужекомандиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать близких и пройтись поборозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляютказаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа.Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы.Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своеготруда толкнули казаков на восстание, помимо неприязни к мужикам в их понимании лентяям и недотепам и любви ксобственной земле, которую красныедолжны были передать произвольным образом.

Свободолюбие казаков в какой-то мереобъясняется их традиционной автономией внутри России. Исторически людистремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь, становилиськазаками. Вообще,свобода для казачества не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казакинегативно воспринимали попытки посягательства на их свободу со стороныбольшевиков.Борясь против большевиков, казачество не стремится полностьюуничтожить их власть.

Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить оврожденном чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживанияГригория из-за ответственности перед советской властью за свое участие ввосстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий неявляется трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении егосвободы. Ему не удалось испытать какое-либо принуждение.Григория можносравнить с диким гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землюк ногам стрелка.

Несмотряна то, что в семье жесткая власть главы, и здесь у Шолохова в известной мереприсутствует тематика свободы. Казачка в изображении Шолохова предстает переднами не безликой и безответной рабой, а личностью, наделенной определеннымипредставлениями о свободе. Именно таковы в романе Дарья и Дуняша.Первая всегдавесела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в сторону главы семьи,разговаривая с ним как с равным.

Дуняша по отношению к родителям ведет себяболее почтительно. Ее стремление к свободе выплескивается наружу уже послесмерти отца в разговоре с матерью о замужестве. Очень широко в романе представлен мотивлюбви. Вообще, тема любви в романе занимает особое место, автор уделяет здесьей очень много внимания.Кроме Дуняши и Кошевого в романе показана историялюбви главного героя Григория Мелехова к Аксинье, которая, несомненно, являетсяодной из наиболее любимых героинь Шолохова.

Любовь Григория и Аксиньи проходитсквозь весь роман, временами ослабевая, но вновь вспыхивая с новой силой.Влияние этой любви на события в романе очень велико и проявляется на самыхразличных уровнях от семейного и бытового до судьбы всего края . Из-за любвиАксинья уходит от мужа. Сама сущность казаков и всех ихпоступков целиком посвящается земле, свободе и любви - вечным законам человеческого бытия.Ониживут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душойпривязаны к земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением красныхиз-за своей неорганизованности и недостаточной убежденности, отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своейсобственностью и жизнью.

Таким образом, в романе М.А.Шолохова Тихий дон широко представлены вечные законы человеческого бытия,согласно которым живет вольное казачество. Более того, именно на них основансюжет романа- эпопеи.