Жизнь и творческий путь Д.Д.Бурлюка

Бурлюк Давид Давидович 09.07.1882 15.01.1967 поэт, теоретик футуризма,прозаик, художник. Родился на хуторе Семиротовщина Харьков ской губернии. Отец выходец из купцов-козаков с 1885 г продав ху тор, занималдолжность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской,Московской, Херсонской губерний. Мать урожд нная Л.И.Михневич сестрафельетониста В. И.Михневича.Младшие братья Владимир и Николай сталихудожниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.В связи с частыми переездами семьи Давид учился в гимназиях г. Сумы,Тамбова, Твери. В 1892 г. увл кся живописью под влиянием художника К.Первухина,брата домашней учительницы Бурлюков.

Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897г. В 1898 г. поступил в Казанское художественное учи лище, в 1899 г. перев лсяв Одесское художественное училище, однако в 1901 г вернулся в Казань.Писательский дебют состоялся в херсонской газете Юг перваяпубликация 2 февраля 1899 г С 1902 по 1905 г. учился живо писи МюнхенскаяКоролевская академия искусств у профессора Вилли Дица парижская мастерская Эколь де Базар у художника Кормона . В Париже познакомился сК.Бальмонтом, Б.Борисовым-Мусатовым, М.Волоши ным, Е.Кругликовой.

В 1904 г.принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс.Мейерхольдом.С 1907 г. семья переезжает в Чернодолинное имение гр.А.Мордвинова, где отец занял должность управляющего.В этом же году Бурлюквпервые принял участие в московской выставке Стефанос . С этоговремени система тически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции иза грани цей. В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественноеучилище.

В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и вая ния.В 1909-1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы будетян ,объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны симво листскойэстетики.Будетяне искали новые пути развития искусства и поэ зии,ориентируясь на художественный опыт французских проклятых поэтов Рэмбо, Бодлера, Лафорга . Группа именовала себя также Гилея древне греческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков , анесколько позднее, под влиянием критики футуристами. Первый сборник группы Садок судей 1910 , при участии Давида, Николая и ВладимираБурлюков, Е.Гуро, В.Каменского, В.Хлебникова почти не был отмечен в критике,однако формирование новой поэтической школы продолжалось бла годаря энергичнымусилиям Бурлюка, выступавшего как е организатор и пропагандист.

К концу 1911г. относится встреча Бурлюка с В.В.Маяковским, также учившимся в Училищеживописи и ваяния.В 1912 г. по инициативе Бурлюка был выпущен сборник Пощ чина общественному вкусу 1912 с девизом В защитусвободного искусства . Сборник открывался коллективным манифестом, вкотором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующимишколами в сов ременной литературе и утверждались принципы нового поэтическогонаправ ления, основанные на самодовлеющем самотворчесве.

Эпатирующий тонманифеста спровоцировал критику наяростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для новогонаправления футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность.

В1912-1914 гг. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленнуюна дальнейшее объединение поэтов ихудожников, близких футуризму.По его инициативе и при его участии выходятсборники Садок судей второй 1913 , Дохлая луна. Сборникединственных футуристов мира, поэтов Ги лея 1913 , Затычка 1913 , Требник троих.

Сборник стихов и рисунков 1914 , Рыкающий Парнас 1914 , а также журнал Футуристы.Первыйжурнал русских футуристов 1914 . В сборниках печатались стихи, теорети ческиестатьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты.В те же годы Бурлюк активно выступает с публичнымилекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма вживо писи, принимает участие в диспутах. В 1913-1914 гг. вместе с В.Маяковскими В.Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провин ции вавтобиографии Бурлюк называет 27 городов . Пропагандистская деятельностьБурлюка, как и В.Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи иваяния.

В начале декабря 1913 г. совет преподавателей училища запретил ученикамвести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914г. единогласно исключил их из учили ща. В 1915 г. выходит сборник Весеннее контрагентство муз , в 1916 сбор ник Четырептицы . В 1915-1917 гг. Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой,занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 г. принял участие впоследней выставке Бубнового валета в Москве.

Летом 1918 г. осталсяза линией фронта. В 1918-1919 гг. уехал на Дальний Восток, читал лекции вгородах Сибири. В 1919-1920 гг. выступал с лекциями и устраивал выставки вХарбине. В 1920-1922 гг. жил в Японии. С 1 сентября 1922 г. жил в США,занимаясь живописью и литературой.Выпустил ряд поэтических сборников,несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном егоженой М.Н.Бурлюк, издавал журнал Цвет и рифма . В 1956 г. приезжал вСССР. Активная пропаганда футуристской эстетики создалаБурлюку репута цию отца российского футуризма , всячески имподдерживаемую это опре деление вынесено на обложки всех американских изданийБурлюка . В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности инезависимо сти искусства, право поэта на формальное изобретательство.

Однакособст венное поэтическое творчество Бурлюка, как это было отмечено уже егосовременниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуально стью,сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, отнароднической или символической поэзии до французских проклятых поэтов а позднее экспрессионистских течений в поэзии и прозе.