Мастер и Маргарита - нечистые силы или негрязные

Dimitri BeznoskoRUS 2001 Время начала работынад Мастером и Маргаритой Булгаков в разных рукописях датировал то1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий Черныймаг , Копыто инженера , Жонглер с копытом , Сын В Гастроль . Известно, что первая редакция Мастера и Маргариты была уничтожена автором 18 марта 1930 г. послеполучения известия о запрете пьесы Кабала святош . Об этом Булгаковсообщил в письме правительству И лично я, своими руками, бросил в печкучерновик романа о дьяволе Роман Мастер иМаргарита объединяет в себе три независимых сюжетав рамках единой фабулы.

Нетрудно видеть, что все они обладают всемисоставляющими понятия сюжет . Поскольку всякий сюжет можетрассматриваться как завершенное высказывание, то при наличии внешней поотношению к ним этической составляющей композиции такие высказывания какзнаки должны неизбежно вступать в диалектическое взаимодействие, образуярезультирующую эстетическую форму - метасюжет, в котором и проявляется интенциятитульного автора 1 . Но все три основных сюжета а также множество мелких связаны подчассамыми невероятными хитросплетениями, которые так или иначе приводят нас кВоланду и его свите.

За шестьдесят лет, чтопрошли с момента написания Булгаковым своего знаменитого романа Мастер иМаргарита , взгляды людей на то, что в простонародье называется нечистойсилой , резко изменились.Все больше и больше людей стало верить всуществование злых и добрых волшебников, магов и ведьм, колдунов и оборотней.

Впроцессе этого возвращения к народной мифологии коренным образом было измененосамо восприятие Добра и Зла , ассоциированное с понятиями света и тьмы. Поутверждению С. Лукьяненко, различие Добра и Зла лежит в отношении к людям. Если ты выбираешь Свет - ты не будешь применять свои способности для личной выгоды. Если ты выбрал Тьму - это станет для тебя нормальным.Но даже черный маг способен исцелять больных и находить пропавших без вести.А белый маг может отказывать людям впомощи 2 , гл. 5 . В определенном смысле,Булгаков предвосхищает изменение понятий света и тьмы. В романе автор вводитВоланда, как положительный, или, покрайней мере, как неотрицательный персонаж.

Ведь недаром эпиграфом к Мастеру иМаргарите служит цитата из Г те - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечносовершает благо Гете, Фауст . В качестве жертв играющего ключевую рольПовествователя романа , ехидно заманившего их в ловушку и спровоцировавшего навосторги по поводу грубой соцреалистической поделки их собственной работы, вметасюжет на правах персонажей вовлекаются реально существующие комментаторыромана - пост советская окололитературная бюрократия.

В нем в реальнойсовременной жизни осуществится акт коровьевского глумления по описанным вромане схемам - дамы, польстившиеся на бесплатные модныенаряды, при выходе из Варьете оказались в нижнем белье - Коровьев спровоцировал Бездомного вместезакричать Караул а сам промолчал - он же втянул служащих совконторы вдружное хоровое пение, которое довело их до психушки.

Аналогично,Повествователь только обозначил для критиков пустую оболочку романа в духесоцреализма, те дружно домыслили все необходимые для этого жанра элементы, асам он все это тщательно опроверг.В этом аспекте метасюжета, развитие которогоотодвинуто в будущее в наше настоящее , сатирически показана свита, играющаяголого короля соцреализм , и на этот сюжет работает все содержание романа якобы деньги - якобы роман в этом смысле Мастер и Маргарита - одна из коровьевских штучек самогоБулгакова, подлинного мастера мистификации 3 .И опять мы видим связь с Воландом и его свитой.

Ссамого момента появления Сатаны на Патриарших прудах события начинаютразворачиваться с нарастающей скоростью.Однако следует заметить, что влияниеВоланда и его свиты подчас или минимальное, или направляющее, но почти никогдане открыто злое. Возможно, что Булгаков старается показать привычные нам нечистые силы в роли, которую можно назвать негрязные . В первой своей встрече сБерлиозом и Бездомным на Патриарших прудах, Воланд выступает лишь в ролирассказчика, или, как выразился сам Булгаков, историка.

И правда история наПатриарших происходит. Но виноват ли в ней Сатана или кто-либо из его свиты?Воланд предсказывает Берлиозу, что тому отрежут голову Коровьев указываетпоследнему, где находится турникет.Но ни один из них не виновен в том, что Михаил Александрович делает тот последний шаг, когдарешает вернуться за вертушку, хотя, как подчеркивает Булгаков, он и так стоял вбезопасности.

Так что если и есть вина Воланда в смерти Берлиоза, так это всамом факте его появления на Патриарших прудах и в беседе с литераторами. Носие не является чем-то из ряда вот выходящим, далеко не преступным, а, скорее, негрязным поступком.Равным образом не являются виной Воланда и поступки,совершенные Иваном Николаевичем втщетной попытке последнего догнать Сатану и его свиту, а также водворение поэтав психиатрическую лечебницу после драки в Грибоедове . Подделка контракта с Варьете подпадает под как раз нечистую категорию.

Но читатель не может не заметить, что Воланд весьма мягкообходится со Степаном Богдановичем Лиходеевым, директором Варьете, который вообще в последнее время жутко свиняч ит . Пьянству ет , вступа ет всвязи с женщинами, используя свое положение, ни черта не дела ет , да и делатьничего не мо жет , потому что ничего не смысл ит в том, что ему поручено.Начальству втира ет очки! Машину зря гоняет казенную! 4 гл. 7 . И что жеделает со Степей свита Воланда? С разрешения своего господина, онивсего-навсего выкидывают его из Москвы в Ялту, когда им ничего не стоилоизбавиться от Лиходеева более быстрыми и надежными методами.

И поступок этотопять же можно расценить как негрязный . Сцена сНиканором Ивановичем показывает насколько иное звонок Коровьева в милициюбезусловно являлся делом грязным. Но и взятка, которую председательжилтоварищества получает от Коровьева, в какой то мере оправдывает поступкисвиты Сатаны.

Можно сказать, чтодействия, так или иначе связанные с Воландом, приносят зло. Что нет ничего негрязного в персонаже, действия и приказы которого несутлюдям нервное расстройство и потерю свободы, а то и всего, что у них есть,включая жизнь. Единственным возражением служит тот факт, что среди пострадавшихот шуточек Воланда и его свиты нет ни одного человека с чистой совестью.Ибуфетчик Варьете, и Никанор Иванович, и барон Майгель все они были виноваты ижили под отсроченным приговором.

Появление Воланда в их жизнях вызывает всеголишь скорую развязку. Развязка только и делает, что лишает виновников возможностибесцельно прожить остаток их жизни. В случае барона Майгеля, подойдя к нему набалу, Воланд говорит Да, кстати, барон, - вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд разнеслись слухи о чрезвычайной вашейлюбознательности. Говорят, что она, в сочетании с вашей не менее развитой разговорчивостью, сталапривлекать всеобщее внимание.Более того, злые языки уже уронили слово - наушник и шпион. И еще более того,есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее, чем через месяц.

Так вот,чтобы избавить вас от этого томительногоожидания, мы решили придти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушатьвсе, что можно 4 , гл. 23 . Та же тема звучит в словах Воланда,обращенного к Андрею Фокичу, буфетчику Варьете, после того, как тому сказали,что он умрет от рака печени Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику какой смысл умирать в палате подстоны и хрип безнадежных больных.

Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться lt в другой мир gt под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями? 4 , гл. 18 . Возможно, чтоэтими словами Воланд, а через него Булгаков, явно намекает на схожую историю сарбитром изящества Гаем Петронием при дворе императора Нерона, который, впав внемилость перед императором, на все свои деньги устраивает пир, и в присутствиисемьи, друзей, танцовщиц, он вскрывает себе вены. Приближаясь к завершению романа,Булгаков показывает Сатану как единственного, кто в состоянии дать покойзаслужившим то людям.

Он ставит Воланда выше по возможностям чем силы света, отимени которых Левий Матвей просит именно Сатану предоставить Мастеру иМаргарите награду за их труды и мучения на Земле. Этот эпизод показываетотношение Булгакова к Воланду и его свите, уважение писателя к корням народныхверований в нечистую силу , в могущество этой силы. ПокидаяМоскву, Воланд забирает Мастера и Маргариту с собой.

Ночь возвращает истинныйоблик Коровьеву и Бегемоту. Это такая ночь, когда сводят счеты 4 , гл.32 Концовка романа несколько неожиданна Мастера и Маргариту ждет покой.Покой от всего от их земных жизней, от самих себя, от романа о Понтии Пилате.И опять покой этот предоставляет им Воланд. И в лице Воланда, Булгаковотпускает своих героев в небытие.И никогда уже их не потревожит никто.Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадникПонтийский Пилат 4 Эпилог .Библиография.1 Альфред Барков, Метасюжет Мастера иМаргариты http ham.kiev.ua barkov bulgakov mim10.htm2 Сергей Лукьяненко, Ночной Дозор , он-лайн публикация http www.rusf.ru lukian , 1998 год3 Альфред Барков, Роман Михаила Булгакова Мастер и Маргарита вечно-верная любовь или литературная мистификация? http ham.kiev.ua barkov bulgakov mim12.htm4 Михаил Булгаков, Мастер Маргарита , он-лайн публикация.http www.kulichki.com moshkow BULGAKOW master.txt.