Некрасов Николай Алексеевич

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич 28.11 10.12.1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, 27.12.18778.1.1878, Петербург, русский поэт, литературный деятель. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево ныне селе Некрасове близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832 37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет в 1839 1840 считался вольнослушателем.Лишнный поддержки отца, вл жизнь полубездомного столичного бедняка.

Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещ незрелых стихов Мечты и звуки, встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая тврдым характером, Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. Уму непостижимо, сколько я работал, вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра под псевдонимом Н.А.Перепельский.

С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале Пантеон с 1841 в Литературной газете и Отечественных записках. В 1842 1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с литературной поднщиной хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк Петербургские углы, 1845, Некрасов пережил перелом, который сам осознал как поворот к правде он примкнул к натуральной школе.Его стихи наполнились социальным содержанием В дороге, Родина.

В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в Современнике даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала.В это время были опубликованы романы с продолжением Три страны света, 1848 49, и Мртвое озеро, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова.

При всей неровности письма и налте мелодраматизма в главах, написанных Панаевой эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову. Тврдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции.Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы все симпатии его были на стороне Чернышевского, указывал В. И. Ленин Полн. собр. соч 5 изд т. 22, с. 84. Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики.

Только благодаря его великому уму, вспоминал Чернышевский, высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал Полн. собр. соч т. 15, 1950, с. 793. На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя верхов, заступника угнетнной деревни.

Идейное общение с новыми людьми в Современнике помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью Поэт и гражданин, Размышления у парадного подъезда, Песня Ермушке, О погоде, Плач детей.

В 1856 вышел сборник Некрасова Стихотворения, воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи Дума, Похороны, Калистрат и поэмы Крестьянские дети, 1861 Коробейники, 1861 Мороз, Красный нос, 1863 согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину.К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молоджи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом.

Когда правительство начало открыто преследовать революционеров 1866 и журналу грозил неумолимый рок, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьва.Это была ошибка звук неверный, в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни Прости меня, о родина прости В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки Отечественные записки. Он опубликовал здесь главы поэмы Кому на Руси жить хорошо, поэмы о декабристах Дедушка 1870 и Русские женщины 1872 73, сатиру Современники 76. Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг когда крепло движение революционного народничества, начиналось хождение в народ.

Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал к подвигу Сеятелям, 1876, опубликовано в 1877. Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжнном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжлой болезнью.

Но и в это время он создал последние песни, в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей музе Сестра народа и моя. Похороны Некрасова на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге носили характер народной политической демонстрации. От имени общества Земля и воля выступал Г. В. Плеханов.

Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.Поэзия Некрасова, подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от е имени и е языком.

Я лиру посвятил народу своему, сказал он в конце жизни.Тема народа, крестьянства, воплощнная в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через вс творчество Некрасова - от ранних стихотворений Тройка и Родина до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя Размышления у парадного подъезда, Орина, мать солдатская, Пир на весь мир и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров Дарья, Матрна, Савелий, Ермил Гирин, не убитых веками рабства. Некрасов был далк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел.

Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь. Мысль о народе, о его судьбе пронизывает вс, о чм бы ни писал Некрасов.

В Железной дороге 1864 сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа.В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом Рыцарь на час, 1860. Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов.

Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках Княгиня Волконская, Княгиня Трубецкая.В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг. Поэма Кому на Руси жить хорошо 1866 76 увенчивает творчество Некрасова.

Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы.Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.

Важнейшая черта творчества Некрасова его сатирическая направленность.Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах Современная ода, Колыбельная песня переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников- помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати Газетная, Песни о свободном слове, Суд. Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма Недавнее время 1871 и Современники 1875 1876 в центре второй из них фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображнных со щедринской силой.

Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввл в поэзию вс богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации.Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.

Многие стихи Некрасова ещ при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне Коробушка, Меж высоких хлебов и других. Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты М. П. Мусоргский Калистрат, Песня Ермушке, Ц.А. Кюи Молодые, Сват и жених, Внимая ужасам войны, Катерина, С.И. Танеев Бьтся сердце беспокойное.Марксистское литературоведение Г.В. Плеханов и др. ещ в дореволюционные годы начало разработку наследия Некрасова.

После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещнных или искажнных царской цензурой. Работают литературно-мемориальные музеи Музей-квартира Некрасова в Санкт-Петербурге с 1946 и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области с 1947.