рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обращения в стихотворной речи

Работа сделанна в 2002 году

Обращения в стихотворной речи - раздел Литература, - 2002 год - Министерство Образования И Науки Украины Бердянский Государственный Педагогич...

Министерство образования и науки Украины Бердянский государственный педагогический институт им. П.Д. Осипенко Кафедра общего языкознания и славянской филологии Обращения в стихотворной речи Научная работа по русскому языку студента 4 курса филологического факультета БГПИ Костромицкого Романа Ивановича Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент Жиляков Василий Ильич 2002 Актуальность. В трудах по синтаксису русского языка вопрос об обращении в стихотворной речи вообще не ставился.

Пока что нет ни одного научного труда, который бы претендовал на полное, систематическое и последовательное описание этой стилистико-грамматической категории.Между тем, такое описание имело бы большое значение во многих отношениях 1 В общеграмматическом плане оно поможет выделить отдельные типы и функции обращений и таким образом установить границы этой категории 2 В историко-стилистическом плане наблюдение над различными типами обращений дают возможность a Установить, какие типы обращений характерны для стихотворной речи в различные периоды развития языка русской художественной литературы b Выявить индивидуальные особенности в употреблении различных типов обращений в языке того или иного поэта и решить другие задачи. 3 В плане общей и исторической поэтики все эти вопросы тесным образом связаны с одним из основных и, к сожалению, еще очень мало разработанным вопросом поэтики о соотношении понятий лирический герой - лирический адресат.

Конечно, наша робота может и не дать полных ответов на все эти вопросы, но то, что мы попытаемся ответить на них, дать свою трактовку, может послужить основой для дальнейшей разработки этой темы. Отсюда актуальность нашей работы очевидна.

Объект изучения изучение функционирования грамматических средств в художественной литературе.Предмет изучения функционирование обращений в стихотворной речи. Задачи работы 1 Охарактеризовать обращение как синтаксическую категорию. 2 Определить семантико-стилистические особенности обращения, предпосылки для его употребления в поэтической речи. 3 Выяснить функции обращения в стихотворной речи. Методологической основой работы является положение трудов ведущих языковедов Л. В. Щербы, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, А.И. Ефимова и др. В работе использованы следующие методы исследования описательный, сопоставительный, в меньшей степени сравнительно-исторический, метод наблюдения над использованием обращений в художественной литературе вообще и в стихотворной речи в частности.

Теоретическая ценность работы определяется ее актуальностью.

Результаты исследования важны для решения проблемы функционирования грамматических средств в художественной литературе. Практическое значение. Результаты работы могут быть использованы учителями русского языка и студентами практикантами.Обращение это грамматически не зависящее от предложения слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и характеризующееся звательной интонацией.

В роли обращения обычно употребляется одушевленное имя существительное или субстантивированное имя в форме именительного падежа. Обращение может быть одиночным и распространенным, может быть выражено сочинительным рядом. Обращение может стоять в начале в середине и в конце.Отсутствие конструктивных связей с членами предложения, интонационная обособленность и непосредственное выражение контакта с адресатом речи все это создает исключительные условия для употребления обращения в поэтической, в частности, стихотворной речи. Изучив поэтическое наследие А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, В. Маяковского и стихотворения других поэтов, мы пришли к выводу, что функции обращений в поэтической речи можно классифицировать.

Мы предлагаем такую классификацию 1 Собственно-звательная функция. 2 Фиктивно-звательная функция. 3 Условно-звательная функция. 4 Координационно-звательная функция. Остановимся кратко на употреблении обращений в различных функциях в стихотворной речи. 1. Собственно-звательная функция связана с живой разговорной, диалогической речью. Поэтому в речи обращения в собственно-звательной функции обычно употребляются там, где воспроизводится диалог, где передается речевые контакты героев в балладах, идиллиях, песнях, поэмах.

Так у поэта бытописателя Н.А. Некрасова, обращение в звательной функции составляют 60-65 от общего количества обращений, в то врем, как у А.С. Пушкина их только около 20 . 2. Фиктивно-звательная функция, в противоположность собственно-звательной, целиком лежит в области лирической поэзии.

Именно для лирической поэзии характерно одушевление явлений природы в целях наиболее полного и яркого выражения связи поэта сними, чтобы представить с предельной наглядностью в ряде метафорических образов душевное состояние поэта.

В поэтической речи употребление обращений в фольклорно-звательной функции воспринимается, как определенный поэтический прием, особый троп, внутреннее содержание которого олицетворение.Наиболее ярко эта функция проявилась в фольклоре. Обращение-синекдоха к сердцу, руке и т.д. играют очень важную роль Раззудись, плечо Размахнись, рука Ты пахни в лицо Ветер с полудня Косарь Кольцов А.В. Обращения-метафоры к солнцу, месяцу, рекам, полям, деревьям, птицам, животным создают лирический колорит и во многих случаях организуют композицию песни зачин-обращение, обращения-повторы, параллелизм обращений и др Например Седина-ль моя сединушка, Седина молодецкая, Ты к чему рано появилася, Ах, ты, молодость, моя молодость, Ах, ты, молодость молодецкая Я не чаял тебя измыкати.

Ах, измыкал я свою молодость Не в житье-бытье богачестве Во проклятом одиночестве. Песни, собранные В. Киреевским. Новая серия.Ч. 2. С.129. Параллелизм контрастирующих обращений лежит в этом случае в основе лирического сюжета, определяет его движение.

Традиции устного народного творчества были усвоены художественной литературой.Уже в Слове о полку Игореве девять таких обращений общее число обращений - 27. Это обращения к ветру, Днепру и солнцу в плаче Ярославны и обращение-рефрен О, Русская земля, уже за шеломемь еси. Дальнейшее развитие этой функции обращений в языке художественной литературы идет по следующим путям Окончательный переход звательной функции в фиктивно-звательную, в определенный литературный прием.

Закрепление этого приема за стихотворной речью. Расширение лексического состава обращений сейчас возможно употребление любого существительного в этой функции. Превращение ряда обращений в поэтические формы, несущие постоянный лирический заряд. Количественное соотношение обращений в этой функции и в других функциях может служить одним из объективных признаков индивидуального поэтического языка того или иного поэта.Так, например, у А.В. Кольцова и С. Есенина соотношение количества обращений в этой функции достигает 60-80 от общего числа обращений. 3. Условно-звательная функция, как фиктивно-звательная, характеризует, прежде всего, стихотворную речь. Условность ее проявляется в том, что такие обращения служат не для привлечения внимания собеседника, непосредственно участвующего в речи, а для того, чтобы выразить отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам.

Первая разновидность обычно характеризует стихотворные, эпические или лироэпические произведения, в которых есть образы, сталкивающиеся друг с другом, так что у писателя появляется необходимость выразить свое одобрение, сочувствие или порицание и т. д. Например, у А. Твардовского в Василие Теркине Теркин, Теркин, что с тобою Это своеобразный способ организации лирических отступлений.

Но эта разновидность мало продуктивна. Вторая разновидность намного продуктивнее именно в лирической поэзии.Сюда относятся 1. Название лирического адресата, иногда сопровождающееся его эмоционально-рациональной квалификацией, и тем самым установлением с ним непосредственного контакта.

Таково, например, обращение в знаменитой пушкинской строке Не пой, красавица, при мне . 2. Обращение к условным поэтическим героям, наделенным поэтом собственными именами. Такие обращения превратились в поэтически канон, стали приметой своеобразного условно-сентиментального стиля.Полной мерой отдал им дань молодой А. Пушкин, особенно в лицейский период Играй, Адель, Не знай печали Хариты, Лель Тебя венчали И колыбель твою качали Адели. 3. К этой же разновидности условно-звательной функции можно отнести употребление обращений в различных посланиях жанре очень распространенном в поэзии первой половины ХХ в. 4. Промежуточное положение между случаями 1. и 3. занимают обращения к мифологическим и историческим героям прошлого.

Такие обращением характерны для од, стихотворений на смерть, юбилейных стихов, философской лирики.В поэзии эта функция жива и продуктивна.

Например, у С. Есенина Блондинистый, почти белесый, В легендах ставший, как туман, О, Александр Ты был повеса, Как я сегодня хулиган. Пушкину. 5. К обращениям, употребленным в условно-звательной функции, примыкают ритуальные и культовые обращения обращения в заклинаниях и заговорах, молитвах, плачах.В современной поэзии употребляются крайне редко и то не в своей прямой функции, а скорее как обращение группы лиц. Например, у В. Маяковского Если правда, что есть ты, боже, боже мой, если звезд ковер тобою выткан, если этой боли, ежедневно множимой тобой ниспослана, господи, пытка, судейскую цепь надень.

Жди моего визита.Я аккуратный, не замедлю ни на день. Слушай, Всевышний инквизитор Флейта-позвоночник. 4. Четвертая функция обращений координационно-звательная служит для установления контакта между поэтом и читателем, причем с добавочной рационально-эмоциональной квалификацией читателя. Именно это, а не характер самих обращений, которые также в достаточной степени условны, отличает ее от условно-звательной функции . хороший пример такого обращения находим у А. Пушкина в Евгении Онегине.

Здесь обращение в этой функции служат для 1. Установления контакта с читателем это дружеские, даже несколько иронически-фамильярные, но в то же время вполне корректные отношения Где, может быть, гуляли вы Или блистали, мой читатель 1 гл. Гм Гм Читатель благородный, Здорова ль ваша вся родня 5 гл. 2. Ряд обращений в Евгении Онегине содержит попытку дифференцировать читателей на разных основаниях.

Например Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель 8 гл. 3. А в случаях, когда поэт высказывает особенно сокровенные мысли и чувства, он прибегает к таким обращениям, как друзья и братья, перенося таким образом в поэзию приемы эпистолярной лирики.Выводы Обзор различных функций обращений в стихотворной речи показал, что функциональная дифференциация обращений прямо, хотя и не всегда последовательно связана - с типологической дифференциацией обращений - с вопросом общей и исторической поэтики - с построением эпического и лирического стихотворения произведения - с их внутренней композицией.

Список использованной литературы 1. Шахматов А.М. Синтаксис русского языка. М Учпедгиз М 1941. 2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении.Изд. 6. Учпедгиз М 1938. 3. О стилистике поэзии Сергея Есенина М 1968 С. 76-81. 4. Жиляков В.И. Эмоционально-экспрессивная окраска обращений в поэзии А.В. Кольцова Краткие очерки по русскому языку Воронеж, 1964. 5. Потебня А. Из записок по русской грамматике.

Т. Харьков, 1888. 6. Песни, собранные В. Киреевским. Новая серия. Ч. 2. С.129.

– Конец работы –

Используемые теги: обращения, стихотворной, речи0.058

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обращения в стихотворной речи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
На сайте allrefs.net читайте: "Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Тема 1. Понятие о культуре речи. Правильность, понятность и выразительность речи
Данное требование так же как и предыдущее предъявляется к разным текстам не одинаково жестко Художественные тексты по определению должны быть... Домашнее задание... Упростите текст используя приемы описанные в лекции...

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие… Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее… Данная курсовая работа посвящена решению одной из проблем в развитии речи ребенка – развитию грамматического строя…

Синтез речи (озвучение речи компьютером)
Речь должна быть максимально разборчивой и членораздельной, а так же должна учитывать изменения интонации в соответствии с правилами языка. СИНТЕЗ… Второй метод синтеза речи заключается в ее имитации с использованием модели… Поэтому приходится выбирать компромисс за счет определенного ухудшения качества синтезируемой речи. Обычно синтез речи…

Виды речи
Введение. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.Речь используется в процессе… Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека.… Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц.…

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
Игра - единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и… Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических…

Развитие речи дошкольников
По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить… Необходимо обратить внимание и на картинки они помогут детям находить формы… ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитание звуковой культуры речи включает работу по…

Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня)
Отношения эти, разумеется, не ограничиваются постсоветскими временными рамками напротив, они уходят корнями ко временам Георгиевского трактата,… С этого памятного дня писал Илья Чавчавадзе Грузия обрела покой. Покровительство единоверного великого народа рассеяло вечный страх перед неумолимыми врагами.Успокоилась давно уже не…

СМИ и культура речи
Таким образом, мы решили предположить, что повышается удельный вес речевой продукции СМИ в речевой практике общества, повышается и значимость… Мы считаем, что высокий уровень речевой культуры в сфере СМИ должен быть… Главная задача – показать те отклонения от правильной реализации тех или иных единиц, которые возникают в речи людей…

Общее недоразвитие речи у детей
Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых… Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии… У таких детей отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Причастия и деепричастия в системе частей речи русского языка Очень метко о причастиях сказал В.И. Даль, автор знаменитого словаря: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.» Здесь обращено… Эту двойственность причастия заметили и древние грамматисты, дав ему имя… Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через…
  • Видеозанятия в системе обучения иностранной речи Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные… Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма, рекламные… Овладение этим материалом позволит школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального…
  • Достижение эквивалентности стихотворного художественного перевода
  • Сущность инфляции, формы ее проявления и методы стабилизации денежного обращения В большей или меньшей мере она проявляется почти во всех странах. В 50-60 годы она протекала умеренными темпами, а в 70-е стала выходить из под… Однако произошло это не в результате нормализации воспроизводственного… Но не всякий рост цен - инфляция. Колебания цен на отдельные товары и услуги в зависимости от изменений спроса и…
  • Культура речи - культура поведения К ним относятся основные качества речи: - содержательность; - точность, понятность; - богатство и разнообразие; - чистота, выразительность; -… В культуре речи выделяют две стороны: 1. правильность речи; 2. речевое… Их работа с черновиками, переписывание заново страниц своих произведений, т.е. создание на основе прежних вариантов…