Письмо к Базарову

Высокопочтенный Базаров!Общество Свободные мыслители возложило на меняобязанность выразить наши суждения относительно Ваших взглядов на жизненнуюситуацию в России.Уверена, уважаемый Евгений Васильевич, что Вы послемоего письма по-другому взглянете на окружающий нас всех мир и измените сво отношение к людям.Начну с того, что мне не понятна Ваша программаотрицания всего.Допустим, что Вы нигилист, что само по себеотрицание составляет серьезную руководящую идею . Вы так об этом и говорите В теперешнее время полезнее всего отрицание мы отрицаем . Подобные Вамнигилисты отрицают все , то есть, главные основы старого общества.Но почему же Вы полагаете, что мелкое обличительствоничего не дает России и видите круговую поруку во всем, что делается в стране? Исправьте общество только в этом Вы видите пользу.

Базаров, Вы человек, не имеющий положительной программы,и поэтому весьма уязвимы в свой позиции не только в споре, но, главное, вжизни.Что же будет построено на развалинах старого мира?Перспективы появления плана действий у Вас отсутствуют, и поэтому сама судьбаотрицания лишается будущего.Но Вы и правы.

Правы в том, что в отличие от сидящих сложа руки аристократов нигилисты не склоны заниматься пустыми разговорами.На что же они опираются в своей борьбе? На отрицание Вас, Евгений Васильевич, можно обвинитьи в использовании противоположных общих мест . Кирсанов говорит онеобходимости следовать авторитетам иверить в них, Вы же отрицаете разумность того и другого.Павел Петровичутверждает, что без принсипов могут жить лишь безнравственные и пустые люди,Вы называете принцип бессмысленным нерусским словом.

Кирсанов упрекает Вас впрезрении к народу, а Вы парируете Чтож, коли он заслуживает презрения! А каково же Ваше отношение к народу?Его положение вызывает у Вас гнев. Вы видитенеблагополучие во всех областях народной жизни необразованность, суеверие Вы считаете цепями, опутывающими народ . Но всевысказывания по поводу положения народа не дают возможности утверждать, что Вывполне представляете себе силу народного недовольства и в своей программеделаете ставку на народ.

Крестьяне видят в Вас большую демократичность, готовыполюбить как человека, но как только Вы заговариваете с ними о политике, тооказываетесь для них чужим.Гордясь своим плебейским происхождением, вместе с темВы высказываете известное безразличие к судьбе народа и деятельность в егопользу.Ну, будет он жить в белой избе, из меня лопух расти будет, ну, адальше что? Пусть резкость этих взглядов вызвана противодействием мягенькомулиберальному баричу Аркадию, любующемуся своим народолюбием, пусть Вы отчастиправы в том, что мужик действительно не скажет спасибо за то, что кто-то будет лезть из кожи ради него . Главная беда в том, что Вы не можете ответить нароковое ну, а дальше? Но все же, я уверена, что в споре о русском народеправда на Вашей стороне.К тому же Вы скептик, но Ваш скептицизм лишеннепоколебимой уверенности. Положение песчинки, атома, находящегося во властибезличных стихий природы, Вас, по-видимому, не удовлетворяет.

Гордая силачеловеческого возмущения поднимает Вас над равнодушным муравьем, не обладающимчувством сострадания.Не умея ответить на роковые вопросы о драматизмелюбви, о смысле жизни, о таинстве смерти, Вы по-прежнему хотите с помощьюсовременного естествознания заглушить в себе ощущение трагической серьезности вопросов.Я с Вами согласна, более того, я уверена, что любыеистины и авторитеты должны проходить проверку сомнением.

Но, наследник долженобладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого.

Это чувствоВами подчеркнуто отрицается.Принимая за абсолют конечные истины современногоестествознания, Вы впадаете в нигилистическое отрицание всех историческихценностей.Что же Вы говорите об искусстве? Читать Пушкина никуда не годится , пора бросить эту ерунду , стихи читать напрасно , в сорокчетыре года отцу семейства играть на виолончели смешно и стыдно , порядочный химик в двадцать пять раз полезнее всякого поэта , искусство естьформа наживы денег.Все это достаточно подтверждает полнейшее отрицаниеискусства, действительный нигилизм в этом вопросе.

Как следует оценить такуюпозицию?Базаров, Вы не очень хорошо знаете искусство, о чемговорит Ваше мнение о Пушкине.Я считаю, что Вы со своей крайностью не правы и впонимании этого вопроса.А как Вы относитесь к природе, к ее красоте? И природа пустяки? - Вы отвечаете своим знаменитым И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь.

Природа не храм, амастерская, и человек в ней работник . Борясь с преклонением перед природой работников , Вы противопоставляете другой подход подход естествоиспытателя.Отрицая романтическое отношение к природе как к храму,Вы попадаете в рабство к низким стихийным силам природной мастерской . Вы дажезавидуете муравью, который в качестве насекомого имеет право не признаватьчувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный . В горькую минуту жизнидаже чувство сострадания Вы склонны считать слабостью, аномалией, отрицаемой естественными законами природы.

Евгений Васильевич, Вы предельно упрощаете и природучеловеческого сознания, сводите сущность сложных духовных и психических явленийк элементарным, физиологическим.Романтической чепухой Вы считаете духовнуюутонченность любовного чувства Нет, брат, все это распущенность, пустота Мы,физиологи, знаем, какие это отношения.Ты проштудируй-ка анатомию глаза откудатут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду. Это все романтизм, чепуха,гниль, художество.

Вы на протяжении романа, и чем ближе к концу, темболее явственно, прячете в нигилизме свое тревожное, любящее, бунтующее сердце.После знакомства с Ситниковым и Кукушкиной в Вас начинают резче проступатьчерты самоломанности .Но после встречи с Одинцовой Вы отказываетесь от своихвзглядов на природу и любовь и даете понять, что Вы человек, а не машина,способная только резать лягушек и ставить над ними опыты.А когда к Вам пробирается романтизм , Вы топаетеногами, грозите кулаком себе, негодуете.

Но в преувеличенной, отчаяннойдерзости этих упреков, я считаю, скрывается другое и любовь, и поэзия, исердечное воображение прочно живут у Вас в душе.Уже первое знакомство с Вами дает понять, что в Вашейдуше есть чувства, которые скрываются от окружающих. Ваша резкость, нападок напоэзию, на любовь, на философию заставляет усомниться в полной искренностиотрицания.Бросая вызов отживающему строю, Вы в ненависти к барчукам проклятым заходите слишком далеко.

Возникает опасность раскола,который коснется не только политических, социальных, но и непреходящих, вечныхценностей. Это может привести к разрыву связи времен.Член общества Свободные мыслители Симонова Олеся.