Путь среди революций (Блок-лирик и его современники)

Реферат ПУТЬ СРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ БЛОК-ЛИРИК И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Выполнил Матвеев Ф Проверила Понамарва Т.И. План 1 Влияние рев. 1905 г. на творчество Блока. 2 Духовное развитие Блока. 3 Блоковедение 20-ых годов. Цель реферата Показать творчество Блока во время рев . 1905 г и после.В общественном и духовном развитии Блока огромную роль сыграли революционные события 1905 г. соответственно они имели необычайно важное значение в становлении и утверждении зрелой лирической системы поэта.

Уже в советскую пору, при подготовке нового собрания сочинений, осмысляя внутреннюю логику своей духовно-жизненной и художественной эволюции, Блок писал Если удастся издать пусть будут все четыре томика одной толщины, и в них одно лучше, другое хуже, а третье и вовсе без значения, без окружающего. Но какое освобождение и какая полнота жизни насколько доступна была она вот я до 1917 года, путь среди революций верный путь дневниковая запись от 7 января 1919 г Наиболее емкой, точной и содержательной формулой единства творческой судьбы поэта в его собственном определении оказывается путь среди революцийощущение внутренней связи с революционным развитием общества дает максимальную духовную удовлетворенность освобождение в высшей степени характерно также для Блока, что это же ощущение является полнотой жизни.

Рубеж 1905 года был для Блока всегда глубоко знаменательным поворотом.И в самую ту пору, и в особенности когда события миновали, они всегда представлялись Блоку стихийным общественным взрывом, заново трагически определившим жизненную и творческую судьбу лиловые миры первой революции захватили нас и вовлекли в водоворот За миновавшей вьюгой открылась железная пустота дня, продолжавшего, однако, грозить новой вьюгой, таить в себе обещания ее. Таковы были междуреволюционные годы, утомившие и истрепавшие душу и тело дневниковая запись от 15 августа 1917 г 300. Вторым и еще более значимым, определяющим трагедийным взрывом, внутренне связанным с первым, оказываются события 1917 г. Теперь опять налетевший шквал Закономерность творческого движения устанавливается самим поэтом именно в органических соотношениях с этими двумя шквалами, все определяющими.

Люди, хорошо знавшие Блока или постоянно с ним соприкасавшиеся, утверждали, что он несколько изменился и как человек во время самих событий 1905 г иным стал его подход к жизни, к людям.

Так, учившийся с Блоком на славяно-русском отделении филологического факультета Петербургского университета В. Е. Евгеньев-Максимов вспоминал в личных беседах о подчеркнутой отчужденности Блока-студента в пору до 1905 г. от студенческой среды.

А М. А. Бекетова рассказывает о возникшем у Блока во время революции остром интересе к окружающему, к тому, что происходит в стране.Встречавшийся с Блоком в январские дни 1905 г. Андрей Белый в своих первых относительно наиболее правдивых воспоминаниях о поэте сообщает о столкновениях Блока с отчимом гвардейским офицером, вынужденным участвовать в действиях властей в это время. Обобщенно об изменениях, произошедших в Блоке-человеке, М. А. Бекетова писала так С этой зимы равнодушие Александра Александровича к окружающей жизни сменилось живым интересом ко всему происходящему.

Следует понимать, что под окружающей жизнью тут подразумеваются общественные, социальные события личный и творческий интерес к жизни и людям у Блока большого поэта и человека был с первых шагов в искусстве. Для верного понимания эволюции поэта важно не путать эти две стороны блоковского отношения к действительности.

Само собой разумеется, реально они взаимосвязаны, но трудность развития Блока в том-то и состоит, что на разных этапах своей эволюции он несколько по-разному представляет себе их соотношение. В литературе о Блоке и посейчас можно встретить утверждения, сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. не знал жизни, а после революции вдруг узнал ее. На деле возникающие здесь проблемы сложнее.Представление о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности Блок вырабатывал на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно, вне соотношения с эволюцией поэта понимаемые суждения его на эти темы могут подать повод и для утверждений типа не знал узнал.

Сравнивая подход живописца и современного писателя к своему жизненному материалу.Блок писал в статье 1905 г.Искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к реальной природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нет сил выбраться писателю . Игнорируя поэзию раннего Блока, можно сделать вывод из этих слов, что Блок только сейчас задумался о преимуществе красок и линий над схемами.

На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия, существовавшая и ранее.То, что Блок сталкивает схемы с красками и линиями, говорит о кризисе мировоззрения. Открыто признается неудовлетворительность обобщающих творческих принципов, и суть именно в этом Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Блок и раньше сомневался в применимости, пригодности схем и абстракций для художественного обобщения эмоционально-жизненного материала еще в 1902 г. он признавался Я уже никому не верю, ни Соловьеву, ни Мережковскому. Суть у Блока если воспринимать все это в единстве его эволюции не в механическом противопоставлении природного и идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении кризиса.

Вульгарно-социологический подход возможную проппоречивость, кризисность решительно вменяет в вину самому художнику.

Тем самым отстраняется вопрос и противоречиях действительности, о движении художника имеете с ними. Поэтому отпадает и проблема изменений, появления нового идейного качества в искусстве. Существенные изменения происходят и в мировоззрении, и it творчестве Блока непосредственно в месяцы и годы небывалых событий в стране. Духовному развитию Блока к тот период, несомненно, свойственна противоречивость.Наглядно ясно и неоспоримо то, что Блок выходит из своеобразного лирического оцепенения, замкнутости в кругу философских созерцаний и лирических переживаний, в котором он пребывал до этих событий. Примечательно, однако, то, что сами события общественно-политического плана становятся предметом поэтических раздумий и лирических переживаний какова бы ни была мера понимания их. Подводя некоторый итог пережитому и эти бурные месяцы, в письме к отцу от 30 декабря 1905 г. Блок говорит, что его отношение к освободительному движению выражалось одно время даже в сочувствии социал-демократам , но тут же поясняет, что от подобных крайностей он все больше отходит и в плане непосредственно политическом готов одобрить деятельность умеренных партий.

Характерно блоковское пояснение к этому признанию умеренные партии, с точки зрения Блока, годятся разумеется, не для жизни, и для государственной думы и т. п Ненависть к разного рода либеральным программам была одной из наиболее органических черт духовного облика Блока. Поэтому-то либеральные идеи совершенно не устраивают его для жизни Блоку-человеку они абсолютно чужды.

Гораздо притягательнее для него непосредственная революционная действенность.

В письме признается вместе с тем, что у него проходит и это, более ему по-человечески свойственное, непосредственное увлечение революцией.Блок поясняет, что если он и отходит от прямого увлечения революцией, то не потому, что не видит смысла в революционной деятельности, а просто по природе, качеству и теме душевных переживаний.

Тут видны и слабые, и сильные стороны блоковской оценки для себя опыта общественных событий. Отстранение от себя и своих поэтических переживаний либеральных программ говорит о здоровых социальных влечениях художника в попытке же расположить поэтические искания где-то рядом с общественными отношениями и их социально-ролитическими переломлениями, как-то разделить их сказывается мировоззренческая неясность, незрелость поэта.Примечательно то, что в начальную пору советского блоковедения, в 20-е годы, когда вообще социальные истолкования искусства часто были несколько упрощенными, все-таки исследователи не склонны были усматривать в стихах Блока о первой революции только лишь ошибки и заблуждения.

Гражданский и поэтический подвиг Блока в эпоху новой революции еще был актуальной современностью в 20-е годы духовный опыт современников поэта не допускал возможностей видеть в его прежнем творчестве специальные маскировочные действия по сокрытию буржуазной сущности автора.

И. Машбиц-Веров в свое время писал у Блока есть также исключительно ценные стихотворения, посвященные революции 1905 года. Первую революцию поэт приветствовал прекрасными и восторженными песнями. И зная эту раннюю революционную поэзию Блока, по-иному воспринимаешь Двенадцать и Скифы они оказываются органическим продолжением революционного творчества поэта.Ценно в такого рода суждениях стремление выделить положительные начала в эволюции поэта без этого невозможна научная постановка вопроса одностороннее собирание промахов и ошибок писателя представляет собой проработку. При проработке же исключается соотнесение блоковского пути среди революций с русской действительностью, русской жизнью начала века. Видеть закономерность в пути поэта среди революций, само собой разумеется, не означает игнорирования противоречий этого пути напротив, только так вопрос о противоречивости становится на реальную почву.

Упрощенность ранних трактовок поэзии Блока и состоит в некоторой прямолинейности, недостаточности проникновения в специфические трудности блоковского развития, его противоречия.

Мы видели выше конкретное проявление общей идейно-творческой незрелости Блока стремление отделить свои непосредственные интересы лирического поэта, от общественной жизни, ставя их рядом но не противопоставляя их. Естественно, что такое разделение связано как с новыми идейно-духовными сложностями, вставшими перед поэтом в новую эпоху, так и с ранним, дореволюционным развитием Блока. Трудно думать, что подобная идейно-художественная слабость могла бы разрешаться помимо творчества, где-то сбоку, а не в самих стихах, в самой лирике.

Революционные действия 1905 г. естественно внесли некоторые изменения в творческую деятельность Блока. Для этого периода творчества Блока характерна некая свобода и более радикальные настроения. Список литературы П. Громов А. Блок его предшественники и современники Бекетова М. А. А. Блок . Биограф. Очерк.