Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

РОССИЯ ВСКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНАОдной из значительных работ Салтыкова-Щедри на, написанных впоследнее десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетнихнаблюде ний и раздумий писателя над современной ему дей ствительностью. 80-егоды 19-го века время зати хания реформаторских настроений дворянства, тор жестваконсерватизма.В этих условиях радикальное крыло оппозиционных правительствусил с особенной остротой воспринимает неподвижность российской жизни.Кажется, что страна катастрофически теряет способность к переменам, и в поискахвыхода радика лы все чаще обращаются к мысли о необходимости толчка снизу .Именно такие настроения и отразил, по сути, в своих сказках Салтыков-Щедрин.Обращение писателя к жанру сказки не случайно.

Как жанрдемократический, знакомый и понятный народу, сказка открывала путь к широкойчитатель ской аудитории. А в условиях суровой цензуры 80-х годов, когдаговорить открыто о положении в стране было сложно, сказочная фантастика служилаотлич ным средством маскировки острых идейно-политичес ких взглядов писателя.

Сказки это своеобразнаяхрестоматия, рассказ о всех сословиях русского общества. Тема жизни на рода,волновавшая Салтыкова-Щедрина на протяже нии всего творческого пути, нашла своеотражение в этом цикле ярко и полно.Основой нации, по мнению писателя,является крестьянство. Причем Салтыков-Щедрин рисует обобщенный портрет крестьянина, не прибегая к идеализации, не скрывая существую щих противоречий.Крестьянин в России сметлив инаходчив, умен и трудолюбив он на все руки мастер.

В сказке По весть о том,как один мужик двух генералов прокор мил крестьянин и огонь добывает, и корабльстроит, и даже в пригоршне варит. Мужик-поилец и корми лец, благодаря его трудуживет все общество.Не случайно с исчезновением мужика из поместий князяУрус- Кильдибаева в сказке Дикий помещик пустеет государственная казна,исчезают на рынке мясо и масло, наступает голод, а затем полное одичание.Так, например, сам помещик, оставшись без своих крестьян, превращается в дикогозверя.Народ талантлив, трудолюбив, могуч.

Ив то же время в сказке о крестьянине и двух генералах му жик сам вьет веревку,которой генералы его и привя зывают.А крестьяне в сказке Дикий помещик без ропотнотерпят притеснения помещика, который, не перенося холопьего запаха, изгоняетих со своих земель.С чувством сострадания и грустнойиронии видит писатель противоречие между большими потенциаль ными возможностямикрестьянства и безропотной его подчиненностью.

Но поистине трагедийное звучаниеразмышления о России приобретают в сказке Коня га . Образ измученной клячонкис выпяченными реб рами, обожженными плечами и разбитыми ногами, которая день-деньской из хомута не выходит , вырастает до поэтического символа всегоподневоль ного русского крестьянства, судьбы России.В духе радикальных настроений своеговремени Салтыков-Щедрин не видит другого выхода, кроме вооруженногосопротивления насилию.Истребляют мужики ненавистных воевод Топтыгиных в сказке Медведь на воеводстве . В сказке Путем-дорогою показан народ, пробуждающийсяот сна рабства и покорности.

Взгляд писателя на настоящее и будущее Россиинетерпелив и резок. Как можно быстрее и решительнее исправить несправедливость вот кредо Салтыкова-Щедрина.Никаких сожалений о нравственной оплате такой справедливости у него нет. Перед нами при этом вполне русские, националь ные,сказки, в том смысле, что, к сожалению, такой подход к решению проблемысправедливости дей ствительно коренился в толще национальной жизни.

Россиядорого заплатила за нетерпение, так дорого, как в самой страшной из своихсказок не мог бы сказать Салтыков-Щедрин.