Социальные и философские причины бунта Раскольникова

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТАРАСКОЛЬНИКОВА. Вотбог поверженный лежит - Онпал, и низко пал. Мыдля того и строили Повыше пьедестал. Фрэнк ГербертРоман Преступление и наказание был написан в 1866 году. Шестидесятые годадевятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и вобласти мышления рушились вековые моральные устои общества. Очень широкопроповедовалась теория Наполеонизма.Молодые люди думали, что им позволено вс . За одну жизнь - тысячи жизней, спас нных от гниения и разложения.

Однасмерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика Конечно, вреальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку.Достоевский дов л эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. Аполучилось вот что несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек,мучающийся духовно и физически. Таким нам предста т Раскольников.Еслиобратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве сон , то мы видим доброго,чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь.

Славабогу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается такойбезобразный сон говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не можетпредставить себя таким, для него этот мальчуган - тварь дрожащая,вошь . Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можносвести к нескольким, более общим. Первой,наверное, назов м время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивалак переменам, протестам, бунтам.Наверное, каждый молодой человек тогда да исейчас! считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действийРаскольникова.Второйпричиной стоит назвать город Петербург.

Вот что пишет о н м Пушкин Городпышный, город бедный,Духневоли, стройный вид,Своднебес зел но-бледный,Скука,холод и гранит. В Преступлении и наказании Петербург - город-вампир. Он пь тжизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и сРаскольниковым.Когда он только приехал учиться, он ещ оставался тем славныммальчиком из детства.

Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается вс ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полнойгрудью, но он не может.Интересно, что за весь роман Петербург только однаждыпредста т перед Раскольниковым частичкой своей красоты Необъяснимымхолодом веяло на него от этой великолепной панорамы духом немым и глухим полнабыла для него эта пышная картина Но величественный вид Исаакиевскогособора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это егокаморка - шкаф , каморка - гроб . Именно Петербург вомногом повинен в романе.

В н м Раскольников становится одиноким и несчастным, вн м он слышит разговор офицеров, в н м, наконец, жив т виноватая в сво мбогатстве старушка. Покопавшисьв основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские ипсихологические.Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный,категоричный да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характераРаскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться КогдаРаскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещ не подозревая, ужеотносил себя к Людям с большой буквы.

Дальше - больше. Находясь в постоянномодиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждалв том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многиемолодые люди, благородной целью помочь другим.Но после совершения преступленияРаскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя. Старуха была только болезнь я переступить поскорее хотел Я нечеловека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил,на этой стороне остался , мне надо было узнать тогда, и поскорейузнать, вошь ли я, как все, или человек Тварь ли я дрожащая или правоимею Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себяединственно правым.

Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойныпонять , может, я ещ человек, а не вошь и поторопился себяосудить.

Я ещ поборюсь . БлизкиеРаскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. Ведь он никого нелюбит может, и никогда не полюбит говорит Разумихин. А шельма,однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой можетбыть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить емухочется говорит Свидригайлов.Я вас почитаю за одного из таких,которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть намучителей если только веру иль бога найд т. Ну, и найдите, и будетежить говорит Порфирий Петрович.

Она Соня знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбиеи неверие . Неверие.Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Обэтом свидетельствует Соня, персонаж номер два , истинно верующая иживущая этим, поднявшаяся за сч т этого много выше, чем Раскольников. Об этомговорит и фамилия главного персонажа.Об этом свидетельствуют многочисленныенам ки и раскавыченные цитаты из Священного Писания, скрытыеевангельские образы.

Ведь Бог означает не просто веру во что-тосверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев.А это такнеобходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбитьс пути истинного ! Еслисущество уже стало кем-то, оно умр т, но не превратится в собственнуюпротивоположность , между людьми и богами нет резкой грани людистановятся богами, а боги превращаются в людей - эти строчки былинаписаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темыдля романов остаются одни и те же где проходит граница между fas и nefas дозволенное и недозволенное.