Тема "Революции" в Творчестве Блока

Краткая биография. Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по матери А.Н.Бекетов был видным учным, ректором Петербургскогоуниверсетета. Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета . Жена Блока дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово недалеко от города Калинина.В семье Блока много внимания уделялось литературе и искуству . Бабушка,мать Блока и е сстры занимались художественными и научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовала тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок закончил историко-философский факультет Петербургского университета ,еще будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерный эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам картин В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала Мир божий . Пробежав стихи вспоминает Блок в позднейшей автобиографии Он сказал Как вам не стыдно , молодой человек , когда в университете бог знает что творится - и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда это было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейших похвалах . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время . Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и усложняется . Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делают е интенсивной . Вс это сопровождается социальным кризисом , активными поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новое искуство , которое теперь мы называем искусством серебрянного века . Наивный и плоский реализм , прописные истины позитивизма перестают удовлетворять гармонические средства стиха XIX века в значительной мере стираются . Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы Константин Бальмонт, Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате О причинах упадка и о новых течениях в современной руской литературе.

Это манифест нового направления в литературе.Это ,так называемые старшие символисты. Десятилетием позже явились и младшие.

Два молодых поэта, никому не Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной эпохой зорь и Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового, Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге, другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом Андрей Белый, в Москве.

Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена, философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва.

А.Белый теоретически Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать пересылала их в Москву, своей двоюродной сестре художнице О.Соловьевой, в то время там бывал Андрей Белый,живший по соседству.В письмах Зинаиде Гиппиус- известной Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев А.Белый от стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое значение . Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей молодой женой состоялась их личная встреча. Белый в Москве стал главой кружка аргонавтов, члены кружка познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали своим.Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал греметь в группе восторженных его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен.И когда в 1903 году появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник Стихи о прекрасной даме- получился бесподобны дебют.

Блок сразу выступил не как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом. Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским, Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой молодого в то время течения символизма.Сборник Стихи о прекрасной даме не был механическим собранием всего, что было написано поэтом к этому времени 1905год, он тщательно составлялся и отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева идея Вечной Женственности и связанных с нею знамений и предчувствий.

Предчувствия связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только календарно, но и по существу.Эти мистические предчувствия на языке социальном чуждом в то время самому Блоку были обусловлены переломом в жизни страны на рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками- с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность, напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников. Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема расплывчатый миф о Таинственной, Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир. Стихи о Прекрасной даме стали основой первой книги лирических произведений Блока ,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята традиционной либеральной критикой.Идеал служения Вечной Женственности в Стихах о Прекрасной Даме противопоставлен низменным заботам людей о злате и хлебе, но этот мотив редок, и неправильно думать, что в ранних стихах поэта нет никакой социальности ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются в книге второй стихи 1904-1908 гг Революция 1905 года пробудила в поэте сознание гражданской ответственности покоя и счастья нет , когда мир делится на голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытая политическая лирика Сытые , Митинг , Вися над городом всемирным , однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно- как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет . В основу тома был положен сборник стихов Нечаянная радость 1907 . Заглавие указывало на открытие поэтом образа грядущего мира , связанного с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном стихотворении та , что была прекрасной Дамой , в поля отошла без возврата . Сумятитца городской жизни вызвала появление чердачных стихов , изображающих город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского во всей его фабрично- заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтического трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России . Другая тема природы , пузырей земли своей материальной плоскостью также разрушала стилистику Стихов о Прекрасной Даме . Блок рассорился со своими друзьями соловьвцами А.Белым и С.Соловьвым , усмотревшим здесь измену канонам символизма . Центральное стихотворение сборника- Незнакомка1906г принесло Блоку громкую известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала, но в отличие от Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный ,хотя и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя это одинокий человек в состоянии психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое отчаяние алкоголем.

Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и бродяжнической жизни поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника, отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он беззаветно любит.

Написано стихотворение Осенняя воля, оно не случайно помечено не только датой ,но и местом его создания Рогачевское шоссе.

С него начинается в творчестве Блока огромная тема Родины.

Третья книга стихотворений 1907-1916г-главная и основная во всем наследии Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы прежнего декаденства , стихи отличаются совершенством формы, строгой простотой. Главная тема книги Россия, ее сложная трагическая история, выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к пошлости и бездуховности страшного мира основные сквозные темы не только лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей всего его творчества.

Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его творческогонаследия во всех жанрах. Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с надеждой на изменение жизни.Находясь на прифронтовой полосе на военной службе,он писал матери То, что происходит, происходит в духе моей тревогои.

Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии, раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом работы в ней Блока стала его документальная книга Последние дни императорской власти 1921г. К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.

В несколько дней были созданы поэма Двенадцать, большое стихотворение Скифы, посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с Западом, и статья Интеллигенция и революция Поэма Двенадцать,вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием предупреждал от этого в Записке о Двенадцати 1920г тема революции не означала для поэта политической , агитационной направленности поэмы.

В Двенадцать изображалась не революция, а Россия в момент революции.Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой- то мере и присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах.

Основное в произведении пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего. С 1905 года Блок вовлекся в революцию как давно тайно хотевший гибели запись в дневнике 15 августа 1915 года. Противоречивость и слабость восприятия революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа, появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости революции.

Характерно,что не только писательская элитат в лице А.Ахматовой, Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно, тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии имел литературные связи.В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко временному аресту и допросу в ЧК. Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее музыкальный напор , услыхал шум от падения старого мира страшного мира неприязнь к которому вызревала в поэте давно.

Неистовые ругательства в адрес интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают, состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для психопатолога.Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять, какого рода ненависть к буржуазной цивилизации толкала поэта в стихию революции. Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю в обществе, раскололи его надвое.

Искренность поэта была для всех вне всяких подозрений, но тем не простительнее было его падение для тех и других. Блок принял идею революции , будучи не искушенным в реальной политике, повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок ждал от революции совсем не того, что она несла реально.Скоро выяснилось, что ожидаемая очищающая стихия , музыка революции, появление человека артиста подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок уповал на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением нравов.

Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.Все последующее время ,до самой кончины стало кресным путем для Блока. Блок не только перестал слышать музыку революции, он ощутил щель истории, в которую мы попали, для него исчез вдруг и воздухи он задохнулся.Мне трудно дышать, сердце заняло полгрудиодна из последних записей его дневника 18 июня 1921 года. От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и проволочек 5 августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя было выписать заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал А.Белый он задохся от очень трудного воздуха жизни.