Черты гуманизма в произведении Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Один из величайших писателей эпохиВозрождения, француз Франсуа Рабле 1494-1553 родился в Шиноне Турень в семьезажиточного землевладельца и адвоката.Рано был отдан в монастырьФранцисканского ордена, где получил сан священника в 1524 году. Но в результатевраждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка Рабле добилсяразрешения перейти в Бенедиктский орден. В 1530 году он переселился в Лион, гдеизучал медицину и стал врачом местной больницы.Однажды ему в руки попаланародная книга Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великанеГаргантюа Это издание навело Рабле на мысль написать роман под названием Гаргантюа и Пантагрюэль . Четыре книгиромана увидели свет в 1532-1552 гг. Заключительная пятая книга появилась ужепосле смерти автора в 1564 г. Вероятно, что ее написал не сам Рабле, но кто-тоиз его последователей, располагавший набросками и черновиками, оставленнымивеликим гуманистом.

В первой книге писатель призывает читателяне делать скоропалительных выводов из потешных заглавий некоторых книг , авникнуть в суть дела, потому то к творениям рук человеческих так легкомысленноотноситься нельзя . Он предлагает истолковать в более высоком смысле все то,что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста . Книга, полная Пантагрюэлизма - так называетпервую книгу Рабле, несмотря на то, что вся книга посвящена описанию жизни, друзей и родителей Гаргантюа, отцаПантагрюэля.

Когда землекопы нашли склеп, содержащий родословную Гаргантюа, на его крышке быланадпись Hic bibitur , что означало Здесь пьют . Безусловно, можносказать, что эта фраза сопровождает Гаргантюа на протяжении всей повести.

Действительно, основное действие начинаетсяс большого пира, во время которого и рождается младенец, при виде которого егоотец, Грангузье, восклицает Ке гран тю а имея в виду глотку ребенка,первыми словами которого были Лакать Лакать! Лакать! С первых же минутчитатель попадает в атмосферу веселья и беззаботности пирующих, потому что Вечная жизнь для меня в вине, вино - вот моя вечная жизнь! - таков девиз непросто одного из празднующих, но и всех присутствующих на пиру. Дальнейшее действие фокусируется на жизни иучебе Гаргантюа.

В начале Грангузье замечает, что ум его заключает в себе нечтобожественное, до того он остер, тонок, глубок и ясен его надобно только обучить всем наукам, и он достигнет высшейстепени мудрости . Поэтому в его учители берут великого богослова , магистраТубала Олоферна, с которым Гаргантюа сумел выучить азбуку в обратном порядке за5 лет и 3 месяца, прочитал много средневековых учебников с комментариямиПустомелиуса, Оболтуса, Прудпруди, Галео, Жана Теленка, Грошмуцена и пропастьдругих . А после смерти богослова его сменил еще один старый хрен, магистрДурако Простофиль В лице этих учителей Рабле высмеиваетраспространенный метод образования чтение умных учебников и монотонноезубрение азбуки, пренебрежение физическим развитием человека и познанияокружающего мира. Говорящие фамилии Пустомелиус, Оболтус и т. д. раскрывают читателю отношение Рабле к такому образованию, а гротескные замечанияусиливают нелепость и глупость таких методов науки.

Между делом Грангузье стал замечать, что оттакого обучения его сын все больше тупеет и час от часу становится рассеяннееи бестолковее . Франсуа Рабле описывает распорядок дней Гаргантюа, показываякак бестолково он проводит свое время. Путем долгих раздумий, Грангузье делаетучителем Гаргантюа мудрого Понократа, который превращает его в оченьобразованного, культурного и всесторонне-развитого человека, путем того, чтоочищает его мозг от всякой скверны изаставляет забыть все, чему учили егопрошлые преподаватели.

Понократ применил специальную методу, благодаря которойу Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа . Вместе с Понократом Гаргантюа читает произведения Плиния,Афинея, Диоскорида, Юлия Поллукса, Галена, Порфирия, Оппиана, Полибия,Гелиодора, Аристотеля, Элиана и других.

Также Гаргантюа развивается и в точныхнауках, и в физической культуре.

В лице Понократа Рабле подразумевает ученого-гуманистаи показывает, какая большая разница между людьми и двумя методами образования первый способ, распространенный,подразумевает собой заучивание правил и законов, а второй раскрываетвозможности человека, дает ему развиться в полной мере. Понократ везет Гаргантюа в Париж, где тотснимает огромные колокола с собора Парижской Богоматери.Но пока Гаргантюазанимается в Париже, на земли его отца вследствие небольшого инцидента нападает Пикрохол, сосед Грангузье.Пикрохол представляет собой нелепого и жадного человека.

Он воображает себявеликим предводителем наподобие Александра Македонского, его советникипредлагают ему грандиозные планы и он с радостью мечтает о славе, незадумываясь о своих возможностях. В результатеПикрохол оказывается побежденным итеряет все владения и власть. НоГаргантюа великодушно обходится с побежденными, а добрый Грангузье щедроодаривает победителей.Учителям Гаргантюа он дарит во владения земли, а монахуЖану по прозвищу Зубодробитель из аббатства Сейи по его просьбе строитТелемскую Телема по-гречески желание обитель.

Она, безусловно, не похожа на все другие аббатства. В ней неотрекаются от жизни, а наоборот, приходят молодые и красивые для веселой ибогатой жизни.Там царит полная свобода, каждый может уйти, когда захочет,потому что любой телемит вправе сочетаться законным браком, быть богатыми пользоваться полной свободой . Само аббатство огромный красивый замокна берегу реки Луары, в нем есть огромное книгохранилище, просторные галереи,двор с площадками для игр. Понятно, чтоТелемское аббатство вовсе не монастырь.

Оно - дерзкий вызов монастырскимпорядкам и самому духу монашества. Недаром с глубокой неприязнью относятсяздесь к монахам и монахиням, злобным ханжам, святошам, наушникам и продавцамобмана. Телемское аббатство - это царство радости, молодости, красоты, изобилияи свободы.В его уставе записано только одно правило Делай чтохочешь . Поразительно, что в Телемском аббатстве, незнающем иных правил, совершенно отсутствуют ссоры и конфликты.

Рабле замечаетпо этому поводу Людей свободных, происходящих от добрых родителей,просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяетинстинктом и побудительною силой, которые постоянно наставляют их на добрыедела и отвлекают их от порока, и сила эта зовется у них честью.Но когда тех жесамых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращаютблагородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, нато, чтобы сбросить с себя и свернуть ярмо рабства, ибо нас искони влечет кзапретному и мы жаждем того, в чем нам отказано Телемскоеаббатство, по замыслу Рабле, должно свидетельствовать о благородствечеловеческой природы.

Оно - всего лишьсоюз достойных, хорошо воспитанных и образованных людей. Рабле не рассказываетподробно об этих занятиях.Он только любуется ими. Гуманизмборется за свободу и уважение человека, утверждая, что самое совершенное, что есть на свете это личность.На протяжениивсей книгу Франсуа Рабле показывает и плохие, и хорошие стороны своих героев.

Но тем не менее, в каждой главе видно, как он восхищается ими. Он показывает,что человек, несмотря на все его пороки, остается самым развитым, великодушными совершенным существом на Земле. Рабле радуется тому, что на свете множествокрасивых и достойных людей.Видно, что он восхищается разумом и возможностямилюдей, а не это ли главная цель гуманизма? Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль книга первая повестьо преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогдасочиненная магистром АлькофрибасомНазье, извлекателем квинтэссенцииЧерты гуманизма иособенности произведения.