Я Вам жить завещаю (Сотников)

Я Вам жить завещаю Истина заключается в том, что несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили. А. Б. Чаковский Пятьдесят пять лет минуло со днявеликой Победы нашего народа. Это была победа побед, самое великоенравственное свершение в истории России. И дело не только в огромном количествежертв, унесенных без малого за четыре года лихолетья, хотя каждая из них -судьба.А из судеб людей, как известно, складывается судьба страны. Самоеглавное - это ненапрасность гибели каждого нашего человека на этой войне, иботе, кто дошел до Победы, не забыли о своих погибших товарищах, матерях, отцах.Светлая им память.

В то же время - вечное проклятие иудам-перевертышам,спасавшим свою жалкую шкуру ценой предательства, подлости, трусости ибесчестья. Бог им судья.Но суд всевышнего будет справедлив, и подлецы получатпо заслугам! Именно эти мысли, в первую очередь ,приходят поле прочтения замечательной повести В. Быкова Сотников . Мало того,что писатель держит нас в напряжении от первой до последней страницы, когда тыфизически ощущаешь вместе с героями все их муки и даже предчувствие смерти.Сотников и Рыбак, староста Петр и тетка Демчиха - это не случайный наборперсонажей, а выстраданный писателем-фронтовиком, писателем-антифашистомкусочек жизни народа, где, как в фокусе, отразились нравственность бывшегоучителя Сотникова, трусость и подлость старшины Рыбака, беззащитность Демчихи имудрость старосты Петра. Каждый из них, по-своему, своей правдой живет.

И,может, не будь войны и страшной ее реальности, не предал бы Рыбак своеготоварища, спасшего ему когда-то жизнь.

Так и жил бы в колхозе или городе,скромно работал, растил детишек. Но война все расставила по своим местам. Сбеспощадной, циничной жестокостью обнажила она нравственную трагедию Рыбака иСотникова. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финалкомпромисса со своей совестью, истоки героизма и предательства - вот главныепроблемы, раскрывающиеся через эти образы.Быков постоянно ставит своих героевперед ситуацией нравственного выбора.

Вот как он описывает перелом в душеРыбака, обдумывающего в темнице, перед казнью свое дальнейшее поведение Такчто же, пропадать вдруг, озлясь, едва невскрикнул Рыбак и замолчал, выругавшись про себя Впрочем, черт с ним,Сотниковым! Не хочет - его дело Рыбак же будет бороться за себя до конца.Идалее Нет, видно с ним не сговоришься, с этим чудаком-человеком подумалРыбак Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобоеупрямство, какие-то принципы. А вот у Рыбака другие принципы.Главное - спасти себя, даже ценой гибели товарища.

И вот тайная злоба наСотникова, выдавшего своим натужным кашлем их с Рыбаком тайное присутствие уДемчихи на чердаке и тем самым сдавшего их в руки палачей-полицаев, наконецвыплеснулась наружу, превратившись в моральное оправдание для Рыбака всех егодальнейших поступков в отношении Сотникова и в программу его поведения наслужбе у немцев. Не желай смерти ближнему.Эту заповедь забыл Рыбак. Страхлишил его остатков совести, и мы вместе с писателем наблюдаем бесславныйнравственный конец подлеца.

А что же Сотников? Здесь Быков на противопоставлении тщедушного тела,слабого физического здоровья и сверхсильного духа выстраивает образ-гранит,образ-обличение, образ-герой.А он, дурак, все боялся погибнуть в бою. Теперьтакая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почтизавидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронтевеликой войны Примирившись с собственной смертью, Сотников на несколькокоротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную независимость от силысвоих врагов.

Он ничего не боялся Сотников легко и просто, как что-тоэлементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперьрешение взять все на себя. Лучше не скажешь. В этом противопоставлении убогой трусости Рыбака истоической храбрости Сотникова - ключ к пониманию идеи автора.Народ, символомкоторого, безусловно, для Быкова был Сотников, победить нельзя.

Ибо нельзявыкорчевать любовь к ближнему и жалость к чужому горю, готовность ксамопожертвованию во имя других и боль за отечество свое. Все эти качества в великоммножестве были продемонстрированы нашим народом в годы этой войны. И восажденном Ленинграде, и в Пинских болотах, на Курской дуге и в боях забезымянную деревушку наши солдаты доказали Сотников, а не Рыбак - вот гдехарактер, воля и кредо нашего народа.И этот народ никому не победить!Хочется напомнить слова выдающегося поэта А.Твардовского из его бессмертного стихотворения Я убит поло Ржевом Завещаюв той жизниВамсчастливыми бытьИродимой отчизнеСчестью дальше служить.Горевать- горделиво, Неклонясь головой.Ликовать- не хвастливоВчас победы самой.Иберечь ее свято, Братья,счастье свое Впамять воина-брата,Чтопогиб за нее.Неправда ли, это Сотников завещает нам беречь победу и Родину свою. В своей небольшой по размеру повестиВ. Быков опирается на вечные истины добро и зло, нравственный выбор.

Спасибоза это писателю.

Думаю, что такой выбор поддержат миллионы моих сограждан. А,значит, победа будет всегда за такими, как Сотников.