Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад"

Министерствообразования России. ТамбовскийГосударственный университет им. Г. Р. Державина Контрольнаяработа на тему Конфликт литературногопроизведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад Студента первого курса Лагерева А.Г. отделение журналистики заочное Тамбов 2003 Конфликт в литературе столкновение, борьба, на которомпостроено развитие сюжета в художественном произведении. Термин конфликт близокк термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга.Так как понятиеконфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизияприобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычноиспользуют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героеввыступают с особенной очевидностью. 1 Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он являетсяглавной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основнымсредством раскрытия характеров.В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощаетсяконцепция драматурга, художественная идея пьесы.В конфликте Арбенина с обществом лицедеев звучит железныйстих, облитый горечью и злостью , направленный против тех, кто превратил своюжизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад.

Только скрыв свои лицамасками, эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так вдраме отражается позиция Лермонтова.В произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание внешнего конфликта борьбы героя с противостоящими ему силами с внутренним психологическим конфликтом борьбой героя с самим собой, сосвоими заблуждениями, слабостями.

В драме М. Ю. Лермонтова Маскарад можно выделить социальныйконфликт.

Это конфликт героя и дворянского общества. И психологическийконфликт, внутренний, в сознании героя. Нельзя отождествлять художественные конфликты, на которыхстроятся произведения драматургии с конфликтами, существующими в реальнойдействительности.Идейный замысел Маскарада был подсказан игрой в карты.Всветском Петербурге это было заметным и характерным явлением.

Литература немогла пройти мимо него. В идее произведения лежит проблема высокого зла ,рожденного деятельным стремлением к добру и счастью.Буря, которую производит Арбенинв светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет доразмеров бунта против такого общественного устройства естественногопорядка , при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное добром . Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл.

Сила Арбениназаключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски сдругих.Вот почему слова его Преграда рушена между добром и злом - звучаттак торжествующе это победа теоретической, общественно философской мысли,определявшей вс поведение Арбенина и вс отличие его от других персонажей.Здесь идейный центр пьесы. 2 Маскарад - это социально психологическая романтическаядрама. Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностьюокружающей обстановки, символикой.

В драме обличаются общественные отношения истрадающий в этих условиях незаурядный человек. Он стремится уйти от царящих всовременном ему обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же времясам заражен эгоистическими помыслами и чувствами. Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то времявечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членамицарской фамилии во главе с императором.Картину нравов дворянского обществаЛермонтов нарисовал и в Маскараде . Примечательно, что Лермонтов назвалмаскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированныйбал у Энгельгардта.

Название пьесы символично вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый,стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешнеизысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад.Только надев маскина лица, е герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бына время, стать самими собой. Подмаской говорит Арбенин все чины равны, у маски ни души ни званьянет И если маскою черты утаены, томаску с чувств снимают смело . Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, какс лиц сброшены маски.

Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги таковы черты нормального состояния, в котором эти люди находятся вдействительной жизни.В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонахсвоевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначеныего нравственные слабости.Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, чточеловек вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным,святым, навлекая на себя возмездие с его стороны. 3 Так гордый ум Арбенина изнемог в конфликте со светом исобственными представлениями, внушенными той же порочной средой.

Арбениндвойственен.Он и жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. Ивс -таки высокое злодейство героя индивидуалиста снижено до обычногопреступления, ибо Арбенин не знает других законов.

Раз в жизни Арбенин поступилне по - Арбенински и жестоко поплатился.Раз вжизни человека мне чужого,Рискуячестию, от гибели я спас.А он смеясь, шутя, не говоря ни слова,Онотнял у меня вс , вс и через час. Арбенин тяжкострадает. Но причина его страданий те же законы морали, которые он самисповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, снова воскрес дляжизни и добра . Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть можетвпервые, на самом себе почувствовал всю их губительную силу.В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает обэтом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы имстителя в заурядного убийцу.

Ошибка его зависит во многом от неверия в естественныечувства, которые свойственны Нине и которые она сохранила вопреки светскомуокружению.Детская наивность, чистота, от души идущие, нежность и любовь,доброе сердце и светлый ум, чуждый условностей и расчетов вс это образуетхарактер, противостоящий Арбенину и контрастный ему. Такой характер выступаетмерой оценки героя индивидуалиста. Арбенин превращается из жертвы в злодея, аНина из преступницы, в глазах Арбенина в невинную жертву.

Коллизия - ситуация, которая в своем понятии заключаетсвоеобразное затруднение . 4 Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину визмене.Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могутсуществовать длительно, они нуждаются в преобразовании.

Гегель пишет, чтоколлизия нарушает гармонию и заставляет единый в себе идеал перейти в состояниеразлада и противоположности. 5 Через любовную коллизию проясняетсядвойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина.На чьей он стороне добродетели или зла. Конфликт поколений захватывает сферу личных отношенийАрбенина с Ниной. Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает Нина слишком молода , он сердцем слишком стар . Углубление и расширение конфликтаидет за счет прошлого. В прошлом в душе Арбенина совершился переворот - после его встречи с Ниной, и теперь внастоящем, решается вопрос насколько прочен, устойчив, качественно необратимэтот переворот? Казарин в этот переворот не верит и торжествует Ты наш . Номежду ними огромная дистанция духовная, интеллектуальная.Для Казарина Ты наш - возвращение к карточному столу, дляАрбенина былого нет и тени - прямое отречение от недавнего прошлого и оттех нравственных ценностей, которые внесла в его жизнь Нина. Жизнь теряет длянего смысл.

Прошлое искушает Арбенина выдержит ли. Арбенин окончательнопогружается в прошлое в нестерпимые, но сладостные дни , делает его своейсегодняшней явью разрывает краткий свой союз с Ниной. Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, какции и реакции . 6 Реакция это трагическая развязка конфликта.

Арбенин поверил обществу , а не своей жене. Нина умирает. Завистливый и злой свет погубил е счастье с Арбениным.Можно подумать, что Арбенин проиграл свету.

Поединокгордого, независимого человека, который мог сказать о себе ничем и никому яне был в жизнь обязан - закончился поражением Беги,красней, презренный человек, Тебя,как и других, к земле прижал наш век Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла непотушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когдаЗвездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманнуюместь.Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты.

Арбенин стоит перед ними наколенях не у дуэльного барьера, а у черты безумия.И этот гордый ум сегодня изнемог!Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта поднеравной борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, непожелавшего гнуться и преклоняться перед жестокими законами века.Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимсямечтам первый раз в беседе с Казариным, второй в объяснении с Ниной перед е смертью. В ч м обвиняет он Нину? Быть может, я б успел небесные мечтыосуществить, предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в немпрежде ты не хотела, ты! Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье иуспокоение в любви к Нине? Что это за нам ки и недоговоренности ?Эти арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, ихсмысл Лермонтов оставляет нераскрытым.

Важно понять, что за этими недоговоренностями скрыто не только глубоколичное, интимно душевное, но и большое социальное содержание, что трагедияАрбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.

Литература 1. Гегель.Эстетика В 4 т. Т. 1. М 1968. С. 213-214, 223, 225-228.2. Коллизия. Конфликт Краткаялитературная энциклопедия В 9 т. Т. 3. М 1966. С.656-658, 716.3. Лермонтов М. Ю. Маскарад.4. Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М Л 1967. 1 Коллизия. Конфликт Краткая литературная энциклопедия В 9т. Т. З. М 1966. 2 Б. М. Эйхенбаум. Статьи оЛермонтове.Стр. 215. 3 Гегель.

Эстетика В 4 т.Т. 1. М 1968. 4 Гегель. Эстетика В 4 т. Т. 1. М 1968 5 Гегель. Эстетика В 4 т.Т. 1. М 1968 6 Гегель. Эстетика В 4 т.Т. 1. М 1968.