рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Работа сделанна в 2002 году

Мережковский Дмитрий Сергеевич - Реферат, раздел Литература, - 2002 год - Рижская 92 Школа Мережковский Дмитрий Сергеевич Реферат По Химии Ученицы 12 ...

Рижская 92 школа Мережковский Дмитрий Сергеевич Реферат по химии Ученицы 12 с. класса Капитоновой Анжелики Рига, 2002. Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Женат на известной поэтессе-модернистке З.Н. Гиппиус XIII, 577. С 15 лет помещал стихи в разных изданиях.Первый сборник его стихотворений появился в 1888 г. Очень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил с греческого и латинского в Вестнике Европы 1890 напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида.

Отдельно вышел прозаический перевод Дафниса и Хлои, Лонга 1896. Переводы трагиков изящны, но, очень рано Мережковский выступает и в качестве критика в Северном Вестнике конца 1880-х годов, Русском Обозрении, Труде и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков и пр. Часть их вошла в сборник Вечные Спутники с 1897 г. 4 изд В 1893 г. издана им книга О причинах упадка современной русской литературы.

Крупнейшая из критических работ Мережковского первоначально напечатана в органе новых литературно-художественных течений Мир Искусства - исследование Толстой и Достоевский 2 т с 1901 г. 3 изд Из других критико-публицистических работ вышли отдельно Гоголь и Черт с 1906 г. 2 изд М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества 1909 и 1911, книжка Две тайны русской поэзии.

Тютчев и Некрасов 1915 и брошюра Завет Белинского 1915. В Северном Вестнике 1895 г. Мережковский дебютировал на поприще исторического романа Отверженным, составляющим первую часть трилогии Христос и Антихрист. Вторая часть - Воскресшие боги. Леонардо да Винчи - появилась в 1902 г третья - Антихрист.Петр и Алексей - в 1905 г. В 1913 г. издан отдельно печатался в Русской Мысли 2-томный роман Александр I. В начале 1900-х годов Мережковский, изжив полосу ницшеанства, становится одним из главарей, так называемого богоискательства и неохристианства, и вместе с З. Гиппиус, Розановым, Минским , Философовым и др. основывает религиозно-философские собрания и орган их - Новый Путь. В связи с этим перестроем миросозерцания, получившим яркое выражение и в исследовании Толстой и Достоевский, Мережковский пишет ряд отдельных статей по религиозным вопросам. С середины 1900-х годов Мережковский написал множество публицистических фельетонов в Речи и др. газетах, а в последние годы состоит постоянным сотрудником Русского Слова. Религиозные и публицистические статьи Мережковского собраны в книгах Грядущий Хам 1906, В тихом омуте 1908, Не мир, но меч 1908, Больная Россия 1910, Было и будет. Дневник 1915. В Париже Мережковский, совместно с З. Гиппиус и Д. В. Философовым, напечатал книгу Le Tsar et la Revolution 1907. В сотрудничестве с ними же написана драма из жизни революционеров Маков цвет 1908. Драма Мережковского Павел I 1908 вызвала судебное преследование, но суд оправдал автора, и книга была освобождена от ареста.

Первое собрание сочинений Мережковского издано товариществом М.О. Вольф 1911 - 13 в 17 т второе - Д. И. Сытиным в 1914 г. в 24 т. с библиографическим указателем, составленным О. Я. Лариным.

Романы Мережковского и книга о Толстом и Достоевском переведены на многие языки и создали ему громкую известность в Западной Европе Отличительные черты разнообразной деятельности Мережковского - преобладание головной надуманности над непосредственным чувством.

Обладая обширным литературным образованием и усердно следя за европейским литературным движением, Мережковский почти всегда вдохновляется настроениями книжными.

Менее всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен, но образности и одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не согревает читателя.

Он часто впадает в ходульность и напыщенность. По содержанию своей поэзии Мережковский сначала всего теснее примыкал к Надсону . Не будучи гражданским поэтом в тесном смысле слова, он охотно разрабатывал такие мотивы, как верховное значение любви к ближнему Сакья-Муни, прославлял готовность страдать за убеждения Аввакум и т. п. На одно из произведений первого периода деятельности Мережковского - поэму Вера - выпал самый крупный успех его как поэта живые картины духовной жизни молодежи начала 1880-х годов заканчивается призывом к работе на благо общества.

С конца 1880-х годов Мережковского захватывает волна символизма и ницшеанства. Мистицизма или хотя бы романтизма в ясном до сухости писательском темпераменте Мережковского совершенно нет, почему и символы его переходят в ложный пафос и мертвую аллегорию. Широко задумана трилогия Мережковского, долженствующая изобразить борьбу Христа и Антихриста во всемирной истории.Крайняя искусственность замысла, мало заметная в первом романе, ярко выступила на вид, когда трилогия была закончена.

Если еще можно было усмотреть борьбу Христа с Антихристом в лице Юлиана отступника, то уже чисто внешний характер носит это сопоставление в применении к эпохе Ренессанса, когда с возрождением античного искусства якобы воскресли боги древности. В третьей части трилогии сопоставление держится исключительно на том, что раскольники усмотрели Антихриста в Петре. Самый замысел сопоставления Христа и Антихриста не выдерживает критики с понятием о Христе связано нечто бесконечно-великое и вечное, с понятием об Антихристе - исключительно суеверие.

То же самое можно сказать и о другом лейтмотиве трилогии - заимствованной у Ницше мысли, что психология переходных эпох содействует нарождению сильных характеров, приближающихся к типу сверх-человека представление о переходных эпохах противоречит идее непрерывности всемирной истории и постепенности исторической эволюции.Особенно очевидна искусственность этой идеи в применении к Петру в исторической науке прочно установился взгляд, что Петровская реформа была лишь эффектным завершением задолго до того начавшегося усвоения европейской культуры.

В чисто художественном отношении выше других первый роман. В нем много предвзятости, психология Юлиана-Отступника полна крупнейших противоречий, но отдельные подробности разработаны порой превосходно.Предприняв поездку в Грецию, тщательно ознакомившись с древней и новой литературой о Юлиане, автор проникся духом эллинизма и сумел передать не только внешний быт античности, но и самую ее сущность.

В Воскресших богах Мережковский с особенным увлечением отдался той стороне ницшеанства, которая заменяет мораль преклонением перед силой и ставит искусство по ту сторону добра и зла. Мережковский на всем протяжении романа подчеркивает полное нравственное безразличие великого художника, вносящего одно и то же воодушевление и в постройку храма, и в план особого типа домов терпимости, в придумывание разных полезных изобретений, и в устройство уха тирана Дионисия, с помощью которого сыщики незаметно могут подслушивать. Вторая часть трилогии, как и третья - не вполне художественные произведения не меньше половины занимают выписки из подлинных документов, дневников и т. п. Еще меньше можно причислить оба романа к подлинной истории.

Благодаря, однако, хотя и тенденциозной, но яркой мысли, подкрепленной колоритными цитатами, Воскрешение Боги - одна из интереснейших книг по Ренессансу это признано даже в богатой западноевропейской литературе.

В третьей части трилогии Петр Великий в значительной степени меркнет, и на первый план выступает Петрболее Грозный, чем Грозный царь Иван. Перед нами проходят картины дикого распутства, безобразнейшего пьянства, грубейшего сквернословия и во всей этой азиатчине главную роль играет великий насадитель европеизма.Мережковский сконцентрировал в одном фокусе все зверское в Петре. Новую серию исторических тем Мережковский начал драмой Павел I и большим романом Александр I. Личность Павла и трагедия его смерти освещены автором самостоятельно, без принижения личности императора.

Александровская эпоха разработана довольно поверхностно, а декабристское движение - даже легкомысленно.Стремясь отыскать в декабристах человеческое, слишком человеческое, автор затушевал в них то несомненно-геройское, которое в них было. В критических работах своих Мережковский отстаивает те же принципы, которых держится в творческой деятельности. В первых его статьях, например, о Короленке, еще чувствуется струя народничества начала 80-х годов, почти исчезающая в книжке О причинах упадка современной литературы, а в позднейших статьях, уступающая место не только равнодушию к прежним идеалам, но даже какому-то вызывающему презрению к ним. В 1890-х годах мораль ницшевских сверх-человеков так увлекает Мережковского, что он готов отнести стремление к нравственному идеалу к числу мещанских условностей и шаблонов.

В книжке О причинах упадка современной русской литературы не мало метких характеристик, но общая тенденция неясна автор еще не решался вполне определенно поставить скрытый тезис своего этюда - целебную силу и утилитарной школы русской критики, но собственные его статьи очень тенденциозны.

Так, поглощенный подготовительными работами для второго романа трилогии, он в блестящем, но крайне парадоксальном этюде о Пушкине находил в самом национальном русском поэте флорентинское настроение. В период увлечения религиозными проблемами Мережковский подходил к разбираемым произведениям по преимуществу с богословской точки зрения.

Эта специальная точка зрения не помешала, однако, исследованию Мережковского о Толстом и Достоевском стать одним из самых оригинальных явлений русской критики. Сам художник, Мережковский тонко анализирует сущность художественной манеры Толстого, которого характеризует как ясновидца плоти, в противоположность ясновидцу духа - Достоевскому.Замечательно владея искусством перемешивать собственное изложение искусно подобранными цитатами, Мережковский сделал из своего исследования одну из увлекательнейших русских книг. Как в исследовании о Толстом и Достоевском, так и в других статьях попытки Мережковского обосновать новое религиозное миросозерцание сводятся к следующему.

Мережковский исходит из старой теории дуализма. Человек состоит из духа и плоти. Язычество утверждало плоть в ущерб духу, и в этом причина того, что оно рухнуло.Христианство церковное выдвинуло аскетический идеал духа в ущерб плоти.

В действительности же Христос утверждает равноценность, равносвятость Духа и Плоти и Церковь грядущая есть церковь Плоти Святой и Духа Святого. Рядом с историческим и уже пришедшим христианством должна наступить очередь и для апокалиптического Христа. В человечестве теперь обозначилось стремление к этому второму Христу. Официальное, историческое христианство Мережковского называет позитивным, т. е. успокоившимся, остывшим.Оно воздвигло перед человечеством прочную стену определенных, окаменевших истин и верований оно не дает простора фантазии и живому чувству.

В частности историческое христианство, преклоняющееся перед аскетическим идеалом, подвергло особенному гонению плотскую любовь. Для апокалиптических чаяний Мережковского вопрос пола есть по преимуществу наш новый вопрос он говорит не только о Святой Плоти, но и о святом сладострастии.Этот довольно неожиданный переход от религиозных чаяний к сладострастию смущает и самого Мережковского.

В ответ на обвинения духовных критиков он готов признать, что в его отношении к историческому христианству есть опасность ереси, которую можно назвать, в противоположность аскетизму, ересью астартизма, т. е. кощунственного смешения и осквернения духа плотью. Несравненно ценнее другая сторона религиозных исканий Мережковского.Второй из его двух главных вопросов, двух сомнений - более действенный, чем созерцательный вопрос о бессознательном подчинении исторического христианства языческому Imperium Romanum об отношении церкви к государству. Став в начале 1900-х годов в главе религиозно-философских собраний, Мережковский подверг резкой критике всю нашу церковную систему, с ее полицейскими приемами насаждения благочестия.

Эта критика, исходящая от кружка людей, заявлявших, что они не атеисты и не позитивисты, а искатели религии, в свое время произвела сильное впечатление.Как публицист, Мережковский слишком неустойчив в своих симпатиях и антипатиях, чтобы иметь серьезное влияние.

Он выступал и как апологет самодержавия, и как защитник идей диаметрально-противоположных. Не всегда устойчив Мережковский и как практический деятель в 1912 г. произвело очень неблагоприятное впечатление обнародование его странно-ласковой переписки с А.С. Сувориным. Умер 9 декабря 1941 г. в Париже.

– Конец работы –

Используемые теги: Мережковский, Дмитрий, Сергеевич0.066

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мережковский Дмитрий Сергеевич

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Верищагин Дмитрий Сергеевич
На сайте allrefs.net читайте: "Верищагин Дмитрий Сергеевич"

Личность и судьба Александра Сергеевича Грибоедова
Ян Гржибовский переселился в Россию в первой четверти XVII столетия. Его сын, Федор Иванович, был разрядным дьяком при царях Алексее Михайловиче и… В 1803 Александр был определен в Московский Благородный университетский… С момента обучения в университете и на всю жизнь Александр Сергеевич сохранил любовь к занятиям историей и к…

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь
Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью. В… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Семья была высокообразованна и музыкальна: отец хорошо пел и играл на гитаре, мать окончила консерваторию как…

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ
Среди учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская,… Международная премия Мира (1954), Ленинская премия (1958), Государственная… В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические…

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь
Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью.В консерватории… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Мать стала первым педагогом мальчика. Затем он продолжил занятия в частной музыкальной школе. В тринадцать лет…

Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
Но Чацкий был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой и постоянно обличал ее в своих монологах. Он покинул эту среду оболганным, но… Поначалу они не догадывается, в какое общество попал. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы кажутся ему достаточно…

Углич: город царевича Дмитрия
Здесь среди буйной зелени стоят "Палаты царевича Димитрия" (XV век); церковь Димитрия на "крови" (XVII век) - на месте его гибели;… Недалеко от центра Углича привлекает внимание силуэтом своих красивых высоких… Для многих туристов, плывущих по Волге, Углич - первый город, который оставляет наиболее сильное впечатление от…

Соловьёв Владимир Сергеевич
Способностями и интересом к физике и математике будущий философ не обладал, поэтому он провалил экзамен на втором курсе.Постепенно накапливалось… Еще до разрыва с Катей, в 1874 году, Соловьев поступает вольным слушателем в … Из современников он преклонялся перед Достоевским. Соловьев был увлечен русской идеей Достоевского и посвятил ей…

Актерский портрет актера театра Ленком Дмитрия певцова
Он глубок и ярок современностью, а время, время сделает свое дело в оценке его труда чуть-чуть позже, лет через…. А сейчас он развивается вместе со… Он много снимается в кино, играет в театре большие роли, обаятелен, зрители… Но при этом я отдаю себе отчет, что я не семи пядей во лбу, я не гений – то есть, я нормальный такой ремесленник,…

Александ Сергеевич ПУШКИН
Многообразие разработанных жанров и стилей (в т. ч. «неукрашенная» проза «Повестей Белкина», 1830, повесть «Пиковая дама», 1833, и другие… Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-31) воссоздает образ жизни и духовный… В августе 1811 Пушкин зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Прокофьев Сергей Сергеевич В пять с лишним лет Сержа уже сочинил фортепианную пьеску под названием Индийский галоп. Вскоре появились и другие сочинения. Мальчику было девять… Отец приучил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. … По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой…
  • Александр Сергеевич Грибоедов Пасынок здравого рассудка В биографии Грибоедова много загадок и пробелов,особенно в детстве и юности. Достоверно не известен ни его год рождения… Если Грибоедов действительно родился в 1795 году, как полагают… Себя и своиходнополчан, братьев Бегичевых, он называл пасынками здравого рассудка - такнеобузданны были их…
  • Александр Сергеевич Пушкин (биография) Многообразие разработанных жанров и стилей в т. ч. неукрашенная проза Повестей Белкина, 1830, повесть Пиковая дама, 1833, и другие произведения,… Роман в стихах Евгений Онегин 1823-31 воссоздает образ жизни и духовный… Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французским подданным на русской военной службе.
  • Символизм: В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый, В. Иванов Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.… Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники” ) . Думали их уязвить,… С точки зрения символистов, этот “упадок” , значительно ценнее нормальной посредственности. Они не только писали…
  • Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды,… В конце концов, девушка должна была бежать из дому. Кров она нашла у родного… На Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры. Как вспоминает близкая и…