Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Петербург в романе Достоевского Преступление и наказание . Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолгодо захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки под самойкровлей высокого пятиэтажного дома выходит в тяжкой тоске бывший студент РодионРаскольников. Так начинается романФ.М.Достоевского Преступление и наказание . Уже в самом начале произведенияавтор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев напротяжении всего действия.С этого момента - без передышки, без покоя иотдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе - мечется попетербургским улицам , останавливается на мостах, заходит в грязные распивочныегерой Достоевского Родион Раскольников.

И все это время мы не перестаем ощущатьприсутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.Действие романа погружено в эпоху,эпоху, прозванную железным веком . И не случайно Петербург у Достоевскогостановится ее олицетворением. Ведь было два Петербурга.Один -город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережнойи Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета послепетровскойРоссии, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой, далекийи неизвестный нам , теперешним людям, Петербург - город, в котором люди живут в клетушках , в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводятвремя в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, городполусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского.Первый Петербург был воспет многимипоэтами-лириками.

Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых сводов Прозрачный сумрак, блеск бездонный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла А вот как описан Петербургвторой, увиденный Достоевским На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня,всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известнаякаждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу все это разомнеприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши .Образ жизни людей из высшего света, высшего и роскошного Петербурга характеризуется только одной строкой изпушкинского Евгения Онегина Полусонный в постелю с бала едет он . А людямПетербурга низшего приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким,имея одну только радость - горьконапиться под вечер.Если верить, что все на Землеполучает энергию из космоса, то тогда то, как распределил свою долю Петербургмежду своими обитателями, нельзя сравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами Петербург трущоб как-будтовыжат весь в пользу Петербурга дворцов.

И это та цена, которую должен заплатитьгород за свое видимое процветание.

Ведь не будь этого несправедливого деления,в среднем, мы получили бы посредственный, серый город, который не смог бывдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая их своей магической философией двуличности При всем этом Петербург еще ипоразительно замкнут. Живущий в нем закрыт от солнца и от других людей,каждый - своем шкафу -каморке.

Городболен, и чудовищно больны его обитатели.

Сама окружающая обстановка создает учеловека чувство безвыходности и озлобления.Она стимулирует возникновениесамых невероятных и фантастических теорий Я тогда, как паук, к себе в уголзабился.

Я любил лежать и думать . Город - прекрасный материал для раздумий,подталкивает мысль в определенном направлении, и в конце концов заражаетчеловека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаемзараженного болезнь большого города , является навязчивый желтый цвет. Желтыеобои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицоМармеладова, желтая, похожая на шкаф или на сундук , каморка Раскольникова,желтоватые обои в комнате у Сони, мебель из желтого отполированного дерева вкабинете Порфирия Петровича.

Эти деталиподчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих лицромана, являются предвестниками недобрых событий. Город, как зловещий демон,ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которыепопадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую емуэнергию.И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа.

Мармеладовиспивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой кстарухе-процентщице, Сонечка попала в когти Дарьи Францевны, женщинызлонамеренной и полиции многократноизвестной . Раскольников, совершив своепреступление, пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану игороду, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему. задавив свойгромадой, заставив страдать во много раз сильнее.Но события помогаютРаскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного мрачного города, попав вСибирь, оказывается в новом для себя мире, вырванным из той искусственнойпочвы, на которой взросла его страшная идея. Это - иной, доселе неведомыйРаскольникову мир, мир вечно обновляющейся Природы.

И здесь, вместе с весною,охватывает его необъятное ощущение полной и могучей жизни . Начинается егоновый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И тутмы видим, что каторга - место, предназначенное по своей сути для ограничениячеловеческой свободы , оказывается местом более пригодным для свободногопроявления человеческой личности, нежели реальная воля большого города.Итак, Достоевский показал нам , чтопоявление его героя во многом предопределила эпоха.

И именно такой, неразрывносвязанный с окружающим его миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему читателей.