Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.)

Пушкину грозила исправительная ссылка в Сибирь или вСоловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, отлитературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился кстоличному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно выдал тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому а также заступничествуКарамзина весной 1820 г. он отбыл в мягкую , воспитательную , ссылку на юг,под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова.Поэта лишили права появлятьсяв столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, зато онсохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным т плымклиматом.

Но с каждым годомссыльный Пушкин вс болезненней, вс острее переживал оторванность от друзей,от столичной жизни, от литературной среды.В апреле 1823 года он с тоской писалПетру Андреевичу Вяземскому Мои надежды не сбылись мне нынешний год нельзябудет приехать ни в Москву, ни в Петербург . До 1822 года Пушкин хотя бычувствовал себя своим среди враждебной правительству молод жи по пути вссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, в л смелыеразговоры с кишин вцами.

Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на югеподдерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками,переписывался с членами Северного общества прежде всего с К. Ф. Рылеевым . С1823 года в его письмах с ними, начинается разлад.Для поэтов-декабристовлитература была средством достижения нравственных и политических целей оченьважным, но вс -таки средством.

Для Пушкина она всегда оставалась таинственнойобластью вдохновенья, звуков сладких и молитв . И чем дальше, тем дальше поэтопасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству,их желанию поставить лиру на службу общему делу , превратить литературу, какон иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в республике словесности . Отчуждениепостепенно нарастало.Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели вОдессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчин нныминачальника генерала Воронцова.

Воронцов отправил Пушкина обследоватьместности пострадавшие от саранчи оскорбившись, поэт представил отч т Саранча летала, летала, села и вс съела . С трудом перенося провинциальнуюскуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднююполосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильноеимение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции.Содействоватьвластям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения. Но душевноесмятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию и в поэзииПушкин словно переживал ещ одну, несравненно более свободную и гармоничнуюжизнь.На юге зазвучал вполную силу его лирический голос.

Именно по пути в ссылку, летом 1820 года,были созданы романтические элегии Погасло дневное светило и Редеет облаковлетучая толпа . Последнее стихотворение не поддается однозначномуистолкованию.Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чутьтуманными, как сам пейзаж в туманных сумерках.

Торжественные образы ночногоморе и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация,недоговоренность вс это приметы романтизма, во власти которого пребывалтогда Пушкин.Стихи, созданные наюге, постепенно складывались в один поэтический сюжет. Они превращались влирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на окраину империи,не раз обманутом молодыми ветреницами , но не изменившем главной своей любви внутренней свободы.

Власть не может отнять у него внутреннюю свободу. Чересчурсерь зные друзья-декабристы не могут поколебать его творческую веру всобственное предназначение. Единственное, что выше сил Пушкина это дароватьсвободу своим творениям далеко не все они из-за цензуры появиться в печати,по крайней мере в неискаж нном виде. Возможно в стихотворении Птичка 1823 поэт говорит и об этом.В лирике этих летпереплетаются разные мотивы.Пушкин говорит о демоническом разочаровании вжизни.

Пушкин пишет об свободы и о неволе, царящей вокруг, об утраченной любви,что одновременно разрывает сердце поэта и сулит ему блаженство воспоминаний.Ио верной дружбе, которая сквозь пространство и время соединяет разлученныхдрузей, сводит их в тайный круг Друзьям Вчера был день разлуки шумной ,1822 год . Мотивы свободы и неволи,обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических южных поэм.Герои этих поэм во многом похожи на героев восточных повестей поэм великогоанглийского романтика Джорджа Гордона Байрона.

Это разочарование европейцы, впоисках свободы бегущие от цивилизации в естественный дикий мир. Там их жд троковая влюбл нность, неразрешимые противоречия, новые разочаровании. Именно роковая, именно неразрушимые.Так, герой Кавказского пленника 1820 1821года охладев сердцем и устремившись вслед за вес лым призраком свободы ,попадает в черкесский плен. Влюбл нная в пленника дева гор , черкешенка,освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека Так, крымский хан Гирей Бахчисарайский фонтан , 1821 1823 года , полюбив взятую в плен христианкуМарию, забыл о войне, и наслаждения гарема.Наложница Гиреяналожница Зарема, не в силах простить измену хана, убивает смиренную Марию Но уже в Кавказском пленнике - первой из южных поэм Пушкин столкнулся с серь знымпрепятствием.По законамромантизма сквозь образ героя должен обязательно просвечивать ликпоэта-романтика.

Многочисленные полунам ки призваны были заронить у читателяподозревание нечто подобное пережил и сам автор.

Но Пушкин в письмекишин вскому другу В. П. Горчакову 1822 год признавался, что не может бытьгероем романтического стихотворения разочарованным, поглощенным собой безостатка и потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характергероя вышел бледным, не в пример характеру черкешенки живому, подвижному.Вследующей поэму, Бахчисарайский фонтан , главный герой как будто бы хан правда, этот характер поэт назвал позже неудачным . А на самом далев центрепоэмы находятся две женщины Мария и Зарема.В поэме Цыганы 1824 год , замкнувшей байронический цикл, романтический герой изменяетсясам.

Предельно сблизившись с ним, связав его имя Алеко со своим Александр ,Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление, подытожив поэмуж сткими, почти холодными стихами Но счастья нет и между вами,Природы бедные сыны! И под избранными шатрамиЖивут мучительны сны,И ваши сени кочевыеВ пустынях не спаслись от бед,И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. Дикая свобода неизбавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация.

Финал поэмы трагичени открыт. РефератУченика группы 12 ЭЛицея 1Ковальчука Евгения.