рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Разбор рассказа В. М. Шукшина "Мастер"

Разбор рассказа В. М. Шукшина "Мастер" - раздел Литература, Василий Макаровичшукшин Василийшукшин Родился 25 Июля 1929 Года В Сибири, В ...

Василий МакаровичШукшин ВасилийШукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе Сростки. Семья потерялакормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе.Уже вшкольные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его Гоголь . Когда жеон учился в автомобильном техникуме и работал слесарем, под его кроватью вобщежитии лежал мешок с рукописями, а во время флотской службы матросы звалиего поэтом. К концу войны он пишет небольшие юмористические рассказы, анекдотыиз деревенской жизни, которые, правда в печать не принимали.

Позже он подаетдокументы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известногокинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимостьставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина-писателя. Все это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологическиточных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живойдиалог героев. ВасилийШукшин явление уникальное.Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитыйрежиссер, постановщик, сценарист, писатель.

Василий Макарович Шукшин можетбыть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, пособственным словам писателя, стали историей души русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих герояхприсущие русскому народу качества честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятиямира.Основной жанр, в котором работалШукшин короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическуюточную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов изжизни героя.

Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный иправдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, оРоссии, русском национальном характере. Вступая в постоянную перекличку, рассказыШукшина раскрываются по- настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг сдругом.Рассмотрим рассказ Мастер . Герой рассказа Семка Рысьпредставлен нам в первых же строках двумя определениями непревзойденныйстоляр и забулдыга . Все полученные за счет своегомастерства левые деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того,что непревзойденного столяра в деревне называют уменьшительным словом Семка,не оказывая мастеру должного уважения.

Семка непонятен людям ведь он непользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть прочногоположения в жизни. - У тебя же золотые руки! Ты бымог знаешь как жить Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то А я не хочу каксыр в масле.

Склизко. В чем же причина семкиногопьянства? Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей Явот нарежусь, так? И неделю хожу вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудьнасолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. Авот не пил полтора года, так насмотрелся на вас Тьфу! Душа героя ищет добра икрасоты, но неумело.Но вот внимание его привлекаетдавно заброшенная талицкая церковка.

Шукшин употребляет здесь слова сталприглядываться . Не вдруг, не сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивленияк нежному, просветленному чувству, завораживает талицкая церковь душу героя тойподлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время. Приглядимся и мы к фотографиизнаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром.Позже в рассказе говорится,что талицкая похожа на нее. Это удивительное здание легкое, женственное, изящное, какое-то просветленное,овеянное лирической задумчивостью Очарование его в благородной простоте ибезупречности пропорций, в мягкости линий и целомудренной сдержанности формы ничего лишнего, броского, никаких дополнительных украшений.

Отраженное в воде,окруженное зеленью, оно ясно вырисовывается на фоне неба, то сливаясь с ним, тооблаком спускаясь на землю.Именно такая неброская,одухотворенная красота и поразила Семку Рыся в талицкой церкви Каменная,небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибаладорога в Талицу По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее навозвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом.

Еще с детства помнилСемка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора,вздрогнешь внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую среди тяжкойзелени тополей.В Чебровке тоже была церковь, ноявно позднего времени, большая, с высокой колокольней. lt gt Казалось бы, -две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то подкосогором какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, подкосогором.

Она всем брала и что легкая, и что открывалась глазам внезапно Чебровскую видно за пять километров на то и рассчитывали строители. Талицкуюкак- будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу. Поэтому кажется она Семкеособенно человечной, задушевной. О чем же думал Семка, глядя нацерковь? Тишина и покой кругом. Тихо в деревне.Истоит в зелени белая красавица столько лет стоит! молчит. lt gt Кому нарадость? Давно уже истлели в земле строители ее, давно распалась в прах таумная голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось ирадовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот неведомыймастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил илисебя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тотноровит поближе к большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь тамзаметят.

Этого заботило что-то другое, красота, что ли? Как песню спел человек,и спел хорошо.

И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа. Это удивление, переживаемоегероем, сродни тому ощущению праздника раскрепощения и всплеска души, -необходимость которого так остро осознавалась Шукшиным. Обнаруженный Семкойприкладок разрушает жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространствоцеркви, выводит его за рамки обычной конструкции.Так же и герои Шукшинавсегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, вкоторые заталкивает их жизнь. Чем же вызвано желание Семкиотреставрировать церковь? Почему его так поразил блестящий отшлифованный каменьна восточной стене? Семке показалось, что он проник в замысел мастера,оставшийся неосуществленным.

На минуту он как бы слился душой с неизвестнымзодчим и захотел доделать задуманное им. К тому же он представил себе, как ещекрасивее и необычнее станет преображенная его руками церковь с отшлифованнойвосточной стеной.

Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке обеспокоенный красотой и тайной . Семка обращается за помощью сперва к церкви, затем в облисполком но всюду получает отказ.У служителейкульта потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в исполкоме потому что, как оказалось, здание не представляет исторической ценности ,являясь поздней копией храма Покрова на Нерли. Получается, что и митрополит, и просвещенныйчиновник сходятся в одном они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точкизрения, взвешивая ее культовую или историческую ценность.

И никого не волнуетдуховность и красота. Игорь Александрович говоритСемке, что обманулся так же, как и он. Но разве Семка обманулся? Он иначесмотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать Надо же! Ну, допустим копия.Ну, и что? Красоты- то от этого не убавилось . Семка пытается обратиться еще и кписателю, которому когда-то отделывал кабинет под избу XVI века, но тот оказался скрытым где-то за кулисамидомашнего скандала.

Для Шукшина принципиально важно,что герой идет именно к этим людям священнику, писателю, представителю власти и не получает от них поддержки. Ведь все они своего рода пастыри народа. Иэти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности,доверенные им. Ведь в небрежении находится храм, а храм это душа народа,опора его нравственности.Почему рассказ называется Мастер ? Кто этот мастер, кого имеет ввиду Шукшин Семку или неизвестногодревнерусского зодчего? Такое название, во-первых, говорит о единстве, слияниидуш Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных иэстетических, которой не мешает разделенность во времени во-вторых,подчеркивает обобщающий смысл слова мастер как созидательного начала вчеловеке.

Почему же Семка перестал ходить кталицкой церкви? Шукшин говорит об этом так Обидно было и досадно.Как еслибы случилось так по деревни вели невиданной красоты девку Все на неепоказывали пальцами и кричали несуразное. А он, Семка, вступился за нее, иобиженная красавица посмотрела на него с благодарностью.

Но тут некие мудрыелюди отвели его в сторону и разобъяснили, что девка та такая-то растакая, чтожалеть ее нельзя, что И Семка сник головой. Все вроде понял, а в глазапоруганной красавице взглянуть нет сил совестно.И Семка, все эти последниедни сильно разгребавший против течения, махнул рукой И течение обыденной жизни, противкоторого устал загребать Семка, неизбежно выносит его к ларьку он взял напоповские деньги полкилограмма водки, тут же осаденил Семка опять пьет, чтобы уйти отзлобы злобы на людей и самого себя, бессильного и даже совестящегося отстоять поруганную красавицу . Но уже потому, как зло реагирует Семка на все, что произошло, как обходит он сторонойталицкую церковь, чтобы не бередить раны, можно понять, что чувство красотыпо-прежнему живет в нем, только теперь он пытается спрятать его от людей. Искусство должно учить добру.

Шукшинв способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогоебогатство.

Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добромпоступке говорил он.Сэтим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин. Использованнаялитература 1. М. Г. Дорофеева,Л. И. Коновалова, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо Изучение творчества В. М. Шукшинав школе 2. Литература вшколе 5 99.

– Конец работы –

Используемые теги: Разбор, рассказа, Шукшина, Мастер0.069

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Разбор рассказа В. М. Шукшина "Мастер"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Персонаж как объект аксиологического описания (на материале рассказов В. М. Шукшина)
Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их… Он обнаруживается в том, что человек становится центром отсчёта в анализе тех… В лингвистике антропоцентрический принцип связан с исследованием следующих проблем, касающихся связи человека и его…

Временная трансспектива внутренней жизни мастера (психопоэтика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Художники и поэты опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет… Поэтому человек – не соработник Бога, но творец в подлинном смысле этого… Мастер утверждает, что роман, написанный им, он не создал сам, он просто все верно угадал.Угаданная мастером…

Нравственные проблемы общества в современной литературе (Русские люди в рассказах В.М. Шукшина)
Но при этом Шукшин сумел выразить в своихпроизведениях мир современного человека, сложный, запутанный мир человекаэпохи застоя.Шукшин раскрывает и… Его самобытность в особой манеремышления, восприятия мира, особом угле зрения… А в сущности ведь вся наша жизнь и состоит из таких мелочей.И Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы,…

Номинации персонажей в эпическом произведении на материале рассказов В.М. Шукшина
Несколько иначе устроен мир лирических произведений: здесь всегда есть лирический субъект — носитель определенной точки зрения, системы ценностей… Это и любовная лирика, где есть не только лирическое «я», но и лирическое… И в то же время эти призраки по временам приобретают для нас большую реальность, чем окружающие нас живые люди, мы…

Нравственная проблематика рассказов Шукшина
Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Вла¬димере, слесарем,… Именно во время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме М.Хуциева… Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям та¬кие фильмы как "Печки-лавочки" в 1973году, "Калина…

Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века
С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа.Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих… С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли… Есть еще одна сторона праздника Рождества – светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения…

Рецензия на рассказ В.М. Шукшина "Забуксовал"
Они способны только повторять много раз сказанные фразы, лозунги и идеи. В рассказе «Забуксовал» механик Роман Звягин, слушая зубрежку своего сына… Оба они одинаково важны. Один заложен уже в «Мертвых душах». Это великая… Второй, не менее важный конфликт – это конфликт Звягина, как человека допустившего взгляд на явление не с традиционной…

Александр Грин. Романы, повести, рассказы
Так, два своих рассказа, "Позорный столб" и "Сто верст по реке", писатель, конечно же, не случайно, а вполне намеренно заключает одним и тем же… Отталкиваясь от книг, прочитанных им в юности, от великого множества жизненных… Бетси запахнула на истощенной груди платок " Картина неведомого художника расправила их скомканные жизнью души,…

Роль пейзажа в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор привлекает внимание многих исследователей. Имеются многочисленные… К таким писателям относится М.Булгаков – необыкновенно тонкий психолог и… Как и обычно, в жанре романа пейзаж в произведении «Мастер и Маргарита» является частью его внесюжетного строения:…

"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова
Однако, и для первой, и для второй категории читателей, без сомнения, произведение это окажется интересным. На следующем занятии мы с вами напишем сочинения по группам (темы сочинений… Роман этот называют «закатным», последним наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • "Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: " Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже.… Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у… И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир…
  • Булгаков М.А. Понтий Пилат и Иешуа «Мастер и Маргарита» Последовательно рассматривая спор героев, обращая внимание на художественные средства, детали, язык писателя, читатель становится судьей и жертвой… Обращает на себя внимание фигура секретаря: «Секретарь перестал записывать и… Головную боль Пилата можно прочесть как состояние личности: это крик страдающей души. Головная боль исчезает, но Пилат…
  • Специфика хронотопа в рассказе Фридриха Горенштейна "С кошелочкой" Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, в литературоведение он был перенесен почти как метафора (почти,… Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым;… Тем самым вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от…
  • Сатира в произведении М. Булгакова "Мастер и Маргарита" А потому, в отличие от писателей - соцреалистов, он сыграл свою литературную партию художественно самозабвенно и мастерски изобретательно. В… Несмотря на множество трагичных моментов, роман написаночень живо и смешно.… Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел очень необычную смешную форму для выражения своих мыслей о…
  • Рассказ "Загадка" как выражение творческого стиля В.В. Вересаева Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской… Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных … Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка». Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы…