Рецензия на поэму А. А. Ахматовой "Реквием"

Рассохина Настя,11 А.kozyavka inbox.ruРецензия на поэму А. А. Ахматовой Реквием 30-е годы для Анны Ахматовой были порой наиболее тяжелыхиспытаний. Через десять лет начнется вторая мировая война. Но и в то время вРоссии шла война. Война между государством и народом. Волна репрессий поглотила едва ли не всех друзейи знакомых Ахматовой, коснулась ее семьи вначале был арестован и сослан сын, а затем и второй муж Н. Н.Пунин. Сама Ахматова жила в постоянном ожидании ареста.Семнадцать месяцев онапровела в длинных тюремных очередях, надеясь попасть к сыну.Анна Ахматова понимала, что и ее собственная жизнь висит наволоске.

И она, как и миллионы людей в то время, с тревогой прислушивалась ккаждому стуку в дверь. В те годы писать было немыслимо. Поэтому она незаписывала своих стихов, чтобы не создавать против себя улик, и уж тем более непечаталась.Но, несмотря ни на что, именно в те годы у Анны Ахматовой был наибольший творческий подъем.В это время Ахматову начинают привлекать библейскаяобразность и ассоциации с евангельскими сюжетами.

На протяжении этих лет онаработает над стихами, составившими поэму Реквием , где образы Матери иказнимого Сына соотнесены с евангельской символикой. Библейские образы и мотивы в поэме дают возможностьрасширить временные и пространственныерамки, чтобы показать, что силы зла, взявшие в стране верх, вполне соотносимы скрупнейшими общечеловеческими трагедиями. Всесильный мрак каторжных лагерейолицетворяет кошмарный мир сталинских репрессий.Масштабы трагедии заданы уже первыми строками посвящения в поэме Перед этим горемгнуться горы, Не течет великая река . Первые строки - это знакиапокалипсического мира, библейский масштаб заставляет мерить события самойкрупной мерой.

В поэме речь идет не только о несчастье одной героини, но и обисковерканной судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв.Начало - жестко, тревожно.Пространство звучания раздвигаетсяблагодаря координатам, которые дает автор горы и устремленность вверх - икаторжные норы, как обозначение низа ада . В звучание мы слышимпротивопоставление двух миров благополучия и трагедии светлыйдень и каменные норы . Все чувства героини обостренны и слухее улавливает звуки, которые не слышны другому миру.Возникает образ всеобщей беды Подымались как к обеднеранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнцениже и Нева туманней, А надежда все поет в дали . Трагедия, о которой идетречь в поэме, вызывает в памяти самое страшное из преступлений, которые знаетчеловечество - распятие Христа.

И здесь Ахматова сумела разглядеть горе матери,о котором даже сказать страшно Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.Сама Мать не плачет, точнее, не плачет ее лицо, потому чтооно плакать устало. Лицо выражаетстрадание, а плачет душа. Потому что душа никогда не сможет забыть этого горя.Она будет рыдать вечно.

Вся глубина страдания выразилась на лице Матери,поэтому никто и не посмел на нее взглянуть.

Плач по казненному сыну - это не только плач Женщины надсыном, это плач Марии над Иисусом, это плач всех матерей над своими сыновьями. Характерной особенностью произведения является его звучание.Ахматова писала, что в Реквиеме единственным аккомпанементом можетбыть только тишина и резкие отдельные удары похоронного звона.Эта тишиназвучит песня разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов ит.д.Во второй части Вступления слышится колыбельная Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень. Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.Но только вместо ласковых слов спи, моя радость, усни , мыслышим совсем другие, пронизанные болью слова.

Потому что эта колыбельная не насон, а на смерть.У Анны Ахматовой никого не осталось.Она одна, ей незачемжить, и она зовет смерть Ты все равно придешь - зачем жене теперь? Я жду тебя - мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной.И смерть ей не страшна, а даже приятна. А может это ужебезумие? Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в черную долину.Смерть и безумие - близкие друг другу состояния. Но безумиестрашнее смерти, потому что безумный человек способен на все, даже насамоубийство. А Анна Ахматова сильный человек, она не может позволить себесойти с ума, она должна продолжать жить и творить.Чтобы забыть ночной кошмар - человек просыпается.

А чтобызабыть кошмар реальный? Наверное, нужнозаснуть. И, наверное, поэтому поэма заканчивается в стиле колыбельной И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Когда человеку становится плохо и одиноко - он замыкается всебе. И постепенно начинает все воспринимать по-другому, у него появляютсядругие ценности. Смерть ему уже не страшна.А это значит, что человек духовновзрослеет, видит в жизни и смерти совершенно другой смысл.

Как правило, заключительная часть реквиема - это мольба одаровании вечного покоя. Это радостный и светлый мотив, идущий отпреисполненного надеждой сердца. Надеждой на блаженство, на вечную жизнь в раю. Анна Ахматова женаоборот, не хочет этого. Она просит поставить ей памятник, чтобы не забыватьужасы этой жизни.Чтобы она и люди помнили об этом и после ее смерти. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлюпала дверь И выла старуха как раненый зверь.

Она боится забыть это, потому что в данный момент это -смысл ее жизни. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе и о своем времени в сердцах людей, она обращается к мотивупамятника.Она просит поставить себе памятник у Тюремной Стены, где стояла я триста часов и где для меня неоткрыли засов . Значит, это памятник не Ахматовой, не ее музе, а памятник всем жертвам репрессий, замученныхв 30-е и иные страшные годы.В эпилоге, образы, встречающиеся в поэме раньше, приобретаютзвуковую характеристику.

Звуки усиливаются аллитерацией звук р страх, страницы, страдание и анафорой и ту , о них .Звучание стиха напоминает звучание колокола, постепенно нарастающее ипревращающееся в набат. Достигая кульминации, звук обрывается. В наступившейтишине возникает мотив временной отдаленности страдание сменяется скорбью.Реквием Анны Ахматовой - подлинно народное произведение,не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, нои по своей поэтической форме, близкий к народной речи. Сотканный из простых, подслушанных , как пишет Ахматова, слов, он с большой поэтической игражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа.Не смотря на то, что Реквием , и другие произведенияАхматовой 30-х годов не были известны читателю, они имеют большое значения вистории советской поэзии того времени.

И свидетельствуют о том, что в тетяжелые годы литература, задавленная бедой и обреченная на молчание, продолжаласуществовать наперекор режиму.И не важно, что в России поэма была напечатана только в 1987году. Главное, что это произведение все-таки увидело свет и завоевало сердцамногих читателей.