Роман И. А. Гончарова "Обрыв"

Вижуне три романа, а один . И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении -предисловии ко второму изданию романа Обрыв , напечатанном только в1938 году, сожалеет о том, что никто из критиков не потрудилсявзглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органическойсвязи между всеми тремя книгами Обыкновенной историей , Обломовым и Обрывом ! Действительно, критики-современники Гончарова Н.А.Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и другие рассматривали каждый роман поотдельности, а не как единое целое.

Иван Александрович сокрушался Вс молодое и свежее поколение жадно отозвалось на зов времени и приложило своидарования и силы к злобе и работе дня . Однако в защиту критиков можносказать то, что их концепция, как сказали бы мы сейчас, концепция шестидесятников с пожеланиями быстрых и радикальных политических и культурныхпреобразований не отвечала программе Лучше поздно, чем никогда месье де Лень с его мечтами о стабильности и некоторойприземл нности Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал,что любил, что близко видел и знал словом, писал и свою жизнь и вс , что кней прирастало . Охватить более чем тридцатилетний период написания, поГончарову, одного романа шестидесятникам было более чем сложно.

Попробуем доказать верность первогопривед нного высказывания Гончарова, сравнив между собой три великих романа найдем в них общее.Несмотря на то,что каждое произведение отделено от другого десятилетним промежутком времени, оних можно говорить как о едином целом, так как их темы перекликаются, а посвоему характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, капитальны ,поэтому их успех невременен , то есть, не связан с конкретнымиисторическими событиями.

В то же время темы трилогии тесно связаны систорической ситуацией 50-х - 80-х годов.На мой взгляд, здесь нет парадокса,потому что социальные темы тех лет отношения между богатыми и бедными,противоречия позиций власти и народа и т. д актуальны в России во всевремена.

Талант истинного провидца помог Гончарову уловить настроение времени .Критик Чуйко обращает внимание на своеобразие исторического контекста втворчестве художника эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести к одномуокончательному синтезу всю историческую, государственную и общественную жизньсвоего времени . Эти слова были сказаны об Обрыве - мнекажется, что их можно отнести и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь- по идее Ю. В. Лебедева Если Обыкновенная история - фундаментхрама, Обломов - стены и своды его, то Обрыв - замоксвода и купол с крестом, устремленным к небу . Возьм м для примера первые факты биографийглавных героев - их рождение и воспитание.

Каждый из них родился вдеревне в Грачах в Обыкновеннойистории кстати, грачи - это первые птицы, прилетающие ранней весной - названиедеревни первого романа выбрано неслучайно , в Обломовке в Обломове это название образовано от фамилии помещика - единственный случай втрилогии , в Малиновке в Обрыве везде милые матушки и бабушкиголубят и балуют своих сыночков и внучков здесь можно вспомнить образ АриныВласьевны в Отцах и детях И.С. Тургенева . Но не только этообъединяет персонажей.

Ещ и их отношение к родной земле. Это - умиление. И теплый угол в Обыкновенной истории , и благословенный уголок в Обломове , и эдем в Обрыве мыслятся какукрытие от неудач, проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себяи соответствовать темпу общества.Именно вдеревне персонажи раскрываются наиболее полно.

Это не касается младшего Адуева,который, как бы являясь отправной точкой к следующим этапамразвития Героя , жив т и прожигает жизнь в городе.Отдельногоанализа заслуживает Сон Обломова . Во-первых, эта увертюра появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное название которого было Обломовка . Во-вторых, Сон Обломова показателен какхудожественный и психологический при м.Эта глава позжебыла помещена в середину произведения и явилась переходным моментом сюжета.Онакак бы противопоставляет один период жизни другому.

Однако это не полноценнаяантитеза, ведь в сознании Ильи Ильича всегда присутствовали элементы такоймечты. По ходу романа то сильнее, то слабее прослеживается тема Обломовки - определенного образадействительности и мыслей.К тому же его гр за - это сон-предсказание недаромсмерть Обломова настигла именно в тиши и спокойствии.Еслирассматривать Сон с психологической точки зрения, можно прийти ктому, что он является архетипом.Принимая формусна Обломовка принимает форму условности пространство и время в ней нелинейные, а циклические. Сам заповедный край обнес н высокимигорами, а люди в н м живут счастливо, не болеют и чуть ли не умирают.Используя при мархетипа, Гончаров полно раскрывает подсознательную сущность своего героя.

С другой, ужереальной стороны, родные края пугают героев перспективой жить в бездействии.Здесь проявляется различие между ними. Молодой Адуев бессознательноотворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв в землюобетованную - в столицу, в Петербург.

Обломов, напротив, жив т счастливо, так как жили в сонной Обломовке , а не иначе . Райский - наиболеепротиворечивый персонаж - на протяжении всего романа не раз меняет своеотношение к Малиновке, е обитателям и порядкам впервые приехав туда юношей,он ощущает прилив творческих сил Какие виды кругом - каждое окно в доме- рама своей особенной картины! после долгой разлуки он не безсмущения ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятсяему как одна картина в тесной, определенной раме, в которой приютилсячеловек , а через некоторое время Райский почти не чувствует, чтожив т , потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к е хранительницам Бережковой, Вере, Марфеньке .Как видим,герои тр х романов, как метко выразился И.А.Гончаров, составляют однолицо, наследственно перерождающееся А трилогия - одно огромноездание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи - старой жизни, снаи пробуждения . Инжутова Любовь, 10 А шк. 503,07 февраля 2003 г.Проверено Рябикиной ака САНЫЧ, оцененона отл.Ненавижу швабру.